Многие считают, что залог успешной защиты курсовой — грамотная исследовательская работа и хорошо подготовленная речь. Несомненно. Но позволю себе небольшое уточнение: без яркой, интересной и полезной презентации максимальную оценку вряд ли удастся получить. Так нужна ли презентация к курсовой?
Не волнуйтесь, сейчас я объясню, как ее сделать.
Зачем нужна презентация курсовой
Презентация — это неотъемлемый элемент подготовки к защите. Как правило, она сопровождает доклад исследователя, визуализирует сказанное.
Презентация представляет собой набор слайдов, с помощью которых докладчик полно и наглядно демонстрирует содержание курсовой и помогает проверяющему быстрее с ней ознакомиться.
Есть смысл готовить презентацию еще и потому, что с ней намного проще представлять доклад — так вы гарантированно ничего не забудете и сохраните логическую последовательность изложения.
Забыли текст доклада? Просто посмотрите на следующий слайд: расскажите об изображении своими словами, разверните и объясните приведенный на нем текст.
Из чего состоит презентация
Презентация — не беспорядочная, а четкая и упорядоченная система. Она состоит из слайдов:
- титульного. Здесь все стандартно: сведения об учебном заведении, учащемся, теме и дисциплине. Обязательно нужно указать год защиты;
- с целями и задачами исследования, предметом, объектом и актуальностью;
- с методологией и теоретической базой исследования;
- с основной частью работы. Выделяйте все или главные пункты исследования;
- с заключением и выводами. Расскажите, чего вы достигли в ходе исследовательской работы;
- с благодарностью. «Спасибо за внимание» — наилучшее завершение.
Больше одного слайда стоит отводить только для представления основной части работы.
В каких программах создавать
Лучший вариант — PowerPoint. Сегодня это самый простой и понятный инструмент создания классных презентаций. Ее можно скачать бесплатно. В PP есть много готовых шаблонов. Программа позволяет вставлять текст, видео, фото, схемы, таблицы и др. Разобраться в интерфейсе проще простого.
Техническая сторона — не самое важное в презентации. Больше внимания уделите содержанию: информация должна быть простой, логичной и полезной.
Можно создавать презентацию и в Word, а потом конвертировать ее в PDF. Из PowerPoint также можно конвертировать в PDF. Я уже раньше писал, как это сделать.
Последовательность создания
Процесс создания презентации можно условно разбить на три этапа:
- Планирование.
- Разработка.
- Репетиция.
Рассмотрим каждый из них детальнее.
Планирование. На этом этапе вы должны определить цель показа слайдов, особенности аудитории, подумать над структурой доклада, продумать, как и когда стоит обращаться к демонстрации материала.
Я набросал для вас определенную последовательность (можно воспользоваться ей или составить свою):
- определяем цели и задачи доклада;
- смотрим, кто у нас ЦА (целевая аудитория);
- подумать над идеей. В отличие от цели, идея акцентирует внимание не на исследовании, а на выступлении;
- подобрать оптимальные шаблоны в выбранной для работы программе;
- схематично представить материал;
- подумать над структурой (о структуре я уже писал выше);
- убедиться, что созданная наглядность соответствует речи.
Разработка. На этом этапе вы выбираете программу для работы (в большинстве случаев это PowerPoint). Продумывают формат слайдов, размеры объектов, шрифты текста и др. В общем, все технические моменты.
Репетиция. Очень важно перед защитой отрепетировать речь. Посмотреть, соответствует ли она слайдам, которые демонстрируются.
Требования к оформлению слайдов
Что нужно знать, чтобы грамотно оформить презентацию? Информации немного, и она проста:
- минимальное число слайдов — 10-12, максимальное — до 30;
- наличие заголовков;
- размер шрифта заголовка — 28-32, основного текста — 18=24;
- число слов на слайде — до 40;
- самый оптимальный шрифт — с засечками (Geargia, Palatino и др.);
- форматирование — по ширине (в схемах по центру).
Основные и дополнительные требования по оформлению можно найти в методичке (она есть на кафедре) или в соответствующем ГОСТе 7.32-2017. Особые требования проговаривает научный руководитель.
Полезные советы
Вот вам топ-10 советов по созданию убойной презентации:
- Преподносите информацию коротко и тезисно. Лучше всего в виде таблиц, графиков, диаграмм и т. п.
- Старайтесь не проговаривать информацию со слайдов. Говорите своими словами, раскрывайте эту информацию.
- Следите за временем. Оптимальное время на защиту — 5-7 минут. Говорите четко и по существу.
- Выбирайте актуальный, соответствующий теме визуал. Избегайте обильной инфографики, нелепых картинок, сложных графиков.
- Соблюдайте единство стиля слайдов. Не стоит перескакивать с одного стиля на другой.
- Оставляйте фон презентации белым или выбирайте фон холодных тонов и оттенков.
- Не используйте больше 3 активных цветов. Это отвлекает.
- А вот анимация будет кстати.
- По возможности настройте автоматическое переключение слайдов.
- Выделяйте самое важное (цветом, подчеркивание и т. д.).
Раздаточный материал
Раздатка нужна для того, чтобы экзаменационная комиссия могла не только видеть результат вашего исследования на экране, но и перед глазами.
Нередко на слайде приходится размещать сложные данные, таблицы, расчеты. Перещелкивая слайд, вы лишаете проверяющих возможности разобраться в предложенной вами информации. А раздаточный материал остается у них — это поможет им подойти к оцениванию работы более основательно.
Популярные ошибки
Часто встречается:
- неаккуратное оформление (кривые таблицы, неодинаковые элементы и др.);
- большие текстовые вставки;
- мелкие и незаметные заголовки;
- отсутствие графиков, схем, рисунков;
- неравномерно размещенный материал;
- отсутствие подписей;
- загроможденность слайдов;
- длинные и сложные предложения;
- слишком много информации;
- текстовая «простыня»;
- чрезмерная анимация.
Запомните и постарайтесь так не делать. А лучше — скачайте образец презентации к курсовой работе.
Остались вопросы? Обращайтесь за помощью и консультацией к опытным экспертам Studently.