Оформляем курсовую по ГОСТу 2021: общие правила, полезные советы и требования стандарта

Курсовые работы

Что объединяет студентов высших и средних специальных учебных заведений? Пары, сессии, отработки, возможно, жизнь в общежитии и, конечно же, курсачи. С первыми тремя-четырьмя пунктами в целом проблем не возникает, чего не скажешь о написании курсовых.

В этом материале я расскажу про основные требования по оформлению курсовой по ГОСТу 2021. Ваш научный руководитель точно останется доволен.

В чем смысл написания курсовых?

Курсачи пишут не просто так и не для того, чтобы они беззаботно пылились в архивах или на кафедрах. В первую очередь, это важно для самого студента. При написании он:

  • систематизирует и закрепляет полученные знания по предмету;
  • глубже погружается в проблему и подробнее изучает отдельные вопросы;
  • получает навыки написания проектов, учится четко формулировать свои мысли;
  • учится анализировать и делать выводы.

Работа выполняется по дисциплине, которая является главной для специальности учащегося.

Общая характеристика и структура

Сутью и подходом курсовая напоминает доклад и реферат. С каждым курсом она становится глубже и толще: студент рассматривает более мелкие аспекты темы, добавляет к ней практическое исследование и проект.

У работ такого формата есть общие характеристики, которые не зависят от специальности и прочих факторов. К ним относятся:

  • стандартные составляющие структуры — вводная и главная части, заключение;
  • практическое исследование;
  • дополнения и приложения;
  • стандарты и правила оформления.

Каждый курсач состоит из:

  • титульника;
  • содержания с указанием страниц каждой главы;
  • вводной части, раскрывающей тему и актуальность исследования;
  • основной части, состоящей из теории и практики с ее анализом;
  • заключения, в которой приводятся выводы и рекомендации исследования;
  • списка использованных в процессе написания источников;
  • дополнений, с помощью которых информация наглядно демонстрируется.

Какие документы регулируют правила оформления?

Главный документ, на который студент должен ориентироваться — ГОСТ 7.32-2017. Сейчас это национальный стандарт, который пришел на замену действующему с 2001 года.

Есть и другие важные документы. Например, ГОСТ 2.105-95. Составляя перечень литературы и ссылок, ориентируйтесь на ГОСТ 7.0.5-2008, ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.80-2000.

Стоит отметить, что это хоть и главные документы для студента, но окончательный вид работы определяют не они, а методические требования с кафедры. В зависимости от специальности и кафедры, набор требований по оформлению будет различаться.

Перед написанием внимательно изучите методичку и выпишите все пункты, которых нет в общепринятом стандарте.

Общие требования к написанию курсовой

Пишите простым и понятным языком. Позаботьтесь, чтобы буквы не скакали по странице и не заходили на поля.

Чтобы этого избежать, нужно учесть несколько общих правил:

Размер полей

слева

30 мм

справа

10 мм

снизу

20 мм

сверху

20 мм

Шрифт

название

Times New Roman

размер

основного текста — 14, в сносках — 12

интервал основного текста

основного текста — 1,5, в сносках — 1

переносы

отключить

выравнивание

по ширине

размер красной строки

1,25 см

Нумеровать нужно со 2-ой страницы — с оглавления. На титульнике номер не ставьте, но учитывайте. А вот различные дополнения в объем не включаются, поэтому смело можете их пропускать.

Номера обычно ставят внизу справа.

Что касается заголовков и подзаголовков, то их нужно выделить жирным шрифтом и выровнять посередине. У них циферное обозначение с точкой на конце. После самих заголовков никакие знаки препинания не ставятся, в том числе и точка.

Объемные таблицы и списки лучше оформлять как приложения и размещать в конце.

Правила оформления составных частей

Титульный лист

Проследите, чтобы выравнивание (кроме информации о преподавателе и учащемся) было по ширине, а на самом титульнике была следующая информация:

  • название учебного заведения;
  • факультет и кафедру;
  • предмет;
  • название курсовой;
  • Ф.И.О студента и форму обучения;
  • данные о научном руководителе;
  • город и год выполнения.
Название можно закавычивать. Размер шрифта — 14 или 16 кеглей.

Подробно об оформлении титульного листа я уже писал.

Введение

Во введении у вас обязательно должны быть указаны:

  • актуальность темы. Объясните, почему изучение выбранной вами темы важно для науки;
  • уровень разработанности проблемы. Кратко опишите, какие ученые занимались аналогичной проблематикой, каких открытий они добились, что нового им удалось сказать в науке;
  • использованные в работе методы. Указывайте только те, которые реально использовали;
  • цели и задачи работы;
  • результаты, которых удалось достичь по окончании исследования.

Рассчитывайте, что вводная часть курсовой занимает 3-5 страниц.

Подробнее о написании введения читайте в соответствующей статье блога.

Оглавление

Скажу сразу: разницы между оглавлением и содержанием нет. Используйте то слово, которое вам больше нравится. Главное, чтобы оно в полной мере раскрывало все составные элементы. Оглавление должно отображаться нумерованным многоуровневым списком.

пример написания оглавления

Заключение

Этот раздел предназначен для формулировки выводов по выполненной работе. Постарайтесь дать ответы на следующие вопросы:

  1. Какой смысл проделанной работы?
  2. Зачем комиссии знакомиться с приводимой литературой?
  3. Почему нас заинтересовала выбранная тема и к каким выводам мы пришли?

Каждый новый вывод нужно писать с новой строки.

Тонкости и нюансы написания заключения я уже расписывал в одной из статей.

Ссылки и список литературы

Все ссылки берутся в квадратные скобки. Обязательно указывайте номер по порядку цитируемого (в соответствии с источником в списке библиографии) и страницу, на которой находится цитата.

Список источников или библиография — едва ли не самое проблемное место. По нему преподаватель может понять, качественно выполнена работа или нет. Поэтому библиографии нужно уделить особое внимание.

Парочка важных советов:

  • в качестве источников используйте литературу не старше 5 лет (технических предметов это не касается);
  • если работаете с правовыми актами и законодательством, ориентируйтесь на последние их редакции;
  • любые источники в тексте должны помечаться ссылками или сносками;
  • при выборе литературы делайте ставку на научные статьи, а не учебные пособия.

Иллюстрации

За иллюстрации принимают все картинки, таблицы, чертежи, снимки и прочее. В общем, все то, что помогает лучше понять материал.

Иллюстрации идут сразу за материалом, его объясняющим:

  • в конце абзаца;
  • в конце главы;
  • в конце списка перечислений.

Каждую иллюстрацию нужно пронумеровать и назвать. При этом важно помнить, что нумерация по всей работе должна быть сквозной. Если иллюстративного материала слишком много, то его лучше всего перенести в приложения.

Приложения

Под ними имеется в виду любой иллюстративный материал: графики, таблицы, опросники, изображения и др.

Каждое из них оформляется на новом листе. Вверху страницы посередине пишется слово «приложение» и его порядковый номер (если их больше одного).

В тексте ссылки на приложения берут в круглые скобки.

Чем больше приложений и чем они качественнее, тем выше оценка за контрольную работу.

Посмотреть, как оформляются приложения в курсовой, можно в одной из статей блога.

Вы можете ознакомиться с примером оформления курсовой работы, скачав образец.
Нет желания или возможности заниматься контрольной самостоятельно? Воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.

Курсовые работы