Что объединяет студентов высших и средних специальных учебных заведений? Пары, сессии, отработки, возможно, жизнь в общежитии и, конечно же, курсачи. С первыми тремя-четырьмя пунктами в целом проблем не возникает, чего не скажешь о написании курсовых.
В этом материале я расскажу про основные требования по оформлению курсовой по ГОСТу 2021. Ваш научный руководитель точно останется доволен.
В чем смысл написания курсовых?
Курсачи пишут не просто так и не для того, чтобы они беззаботно пылились в архивах или на кафедрах. В первую очередь, это важно для самого студента. При написании он:
- систематизирует и закрепляет полученные знания по предмету;
- глубже погружается в проблему и подробнее изучает отдельные вопросы;
- получает навыки написания проектов, учится четко формулировать свои мысли;
- учится анализировать и делать выводы.
Работа выполняется по дисциплине, которая является главной для специальности учащегося.
Общая характеристика и структура
Сутью и подходом курсовая напоминает доклад и реферат. С каждым курсом она становится глубже и толще: студент рассматривает более мелкие аспекты темы, добавляет к ней практическое исследование и проект.
У работ такого формата есть общие характеристики, которые не зависят от специальности и прочих факторов. К ним относятся:
- стандартные составляющие структуры — вводная и главная части, заключение;
- практическое исследование;
- дополнения и приложения;
- стандарты и правила оформления.
Каждый курсач состоит из:
- титульника;
- содержания с указанием страниц каждой главы;
- вводной части, раскрывающей тему и актуальность исследования;
- основной части, состоящей из теории и практики с ее анализом;
- заключения, в которой приводятся выводы и рекомендации исследования;
- списка использованных в процессе написания источников;
- дополнений, с помощью которых информация наглядно демонстрируется.
Какие документы регулируют правила оформления?
Главный документ, на который студент должен ориентироваться — ГОСТ 7.32-2017. Сейчас это национальный стандарт, который пришел на замену действующему с 2001 года.
Есть и другие важные документы. Например, ГОСТ 2.105-95. Составляя перечень литературы и ссылок, ориентируйтесь на ГОСТ 7.0.5-2008, ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.80-2000.
Стоит отметить, что это хоть и главные документы для студента, но окончательный вид работы определяют не они, а методические требования с кафедры. В зависимости от специальности и кафедры, набор требований по оформлению будет различаться.
Перед написанием внимательно изучите методичку и выпишите все пункты, которых нет в общепринятом стандарте.
Общие требования к написанию курсовой
Пишите простым и понятным языком. Позаботьтесь, чтобы буквы не скакали по странице и не заходили на поля.
Чтобы этого избежать, нужно учесть несколько общих правил:
Размер полей
слева |
30 мм |
справа |
10 мм |
снизу |
20 мм |
сверху |
20 мм |
Шрифт
название |
Times New Roman |
размер |
основного текста — 14, в сносках — 12 |
интервал основного текста |
основного текста — 1,5, в сносках — 1 |
переносы |
отключить |
выравнивание |
по ширине |
размер красной строки |
1,25 см |
Нумеровать нужно со 2-ой страницы — с оглавления. На титульнике номер не ставьте, но учитывайте. А вот различные дополнения в объем не включаются, поэтому смело можете их пропускать.
Номера обычно ставят внизу справа.
Что касается заголовков и подзаголовков, то их нужно выделить жирным шрифтом и выровнять посередине. У них циферное обозначение с точкой на конце. После самих заголовков никакие знаки препинания не ставятся, в том числе и точка.
Объемные таблицы и списки лучше оформлять как приложения и размещать в конце.
Правила оформления составных частей
Титульный лист
Проследите, чтобы выравнивание (кроме информации о преподавателе и учащемся) было по ширине, а на самом титульнике была следующая информация:
- название учебного заведения;
- факультет и кафедру;
- предмет;
- название курсовой;
- Ф.И.О студента и форму обучения;
- данные о научном руководителе;
- город и год выполнения.
Название можно закавычивать. Размер шрифта — 14 или 16 кеглей.
Подробно об оформлении титульного листа я уже писал.
Введение
Во введении у вас обязательно должны быть указаны:
- актуальность темы. Объясните, почему изучение выбранной вами темы важно для науки;
- уровень разработанности проблемы. Кратко опишите, какие ученые занимались аналогичной проблематикой, каких открытий они добились, что нового им удалось сказать в науке;
- использованные в работе методы. Указывайте только те, которые реально использовали;
- цели и задачи работы;
- результаты, которых удалось достичь по окончании исследования.
Рассчитывайте, что вводная часть курсовой занимает 3-5 страниц.
Подробнее о написании введения читайте в соответствующей статье блога.
Оглавление
Скажу сразу: разницы между оглавлением и содержанием нет. Используйте то слово, которое вам больше нравится. Главное, чтобы оно в полной мере раскрывало все составные элементы. Оглавление должно отображаться нумерованным многоуровневым списком.
Заключение
Этот раздел предназначен для формулировки выводов по выполненной работе. Постарайтесь дать ответы на следующие вопросы:
- Какой смысл проделанной работы?
- Зачем комиссии знакомиться с приводимой литературой?
- Почему нас заинтересовала выбранная тема и к каким выводам мы пришли?
Каждый новый вывод нужно писать с новой строки.
Тонкости и нюансы написания заключения я уже расписывал в одной из статей.
Ссылки и список литературы
Все ссылки берутся в квадратные скобки. Обязательно указывайте номер по порядку цитируемого (в соответствии с источником в списке библиографии) и страницу, на которой находится цитата.
Список источников или библиография — едва ли не самое проблемное место. По нему преподаватель может понять, качественно выполнена работа или нет. Поэтому библиографии нужно уделить особое внимание.
Парочка важных советов:
- в качестве источников используйте литературу не старше 5 лет (технических предметов это не касается);
- если работаете с правовыми актами и законодательством, ориентируйтесь на последние их редакции;
- любые источники в тексте должны помечаться ссылками или сносками;
- при выборе литературы делайте ставку на научные статьи, а не учебные пособия.
Иллюстрации
За иллюстрации принимают все картинки, таблицы, чертежи, снимки и прочее. В общем, все то, что помогает лучше понять материал.
Иллюстрации идут сразу за материалом, его объясняющим:
- в конце абзаца;
- в конце главы;
- в конце списка перечислений.
Каждую иллюстрацию нужно пронумеровать и назвать. При этом важно помнить, что нумерация по всей работе должна быть сквозной. Если иллюстративного материала слишком много, то его лучше всего перенести в приложения.
Приложения
Под ними имеется в виду любой иллюстративный материал: графики, таблицы, опросники, изображения и др.
Каждое из них оформляется на новом листе. Вверху страницы посередине пишется слово «приложение» и его порядковый номер (если их больше одного).
В тексте ссылки на приложения берут в круглые скобки.
Чем больше приложений и чем они качественнее, тем выше оценка за контрольную работу.
Посмотреть, как оформляются приложения в курсовой, можно в одной из статей блога.
Вы можете ознакомиться с примером оформления курсовой работы, скачав образец.
Нет желания или возможности заниматься контрольной самостоятельно? Воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.