Требования к различным должностям постоянно меняются, но кое-что остается неизменным. Речь идет об определенных скиллах из разряда soft, о которых можно позаботится еще будучи студентом. В этой статье расскажу, что нужно уметь, чтобы претендовать на любую вакансию.
Навыки работы с техникой
Таким требованием никого не удивить, хотя бывают и исключения. Под навыками работы могут иметь в виду не только работу в Microsoft Word, но и таблицах Excel, PowerPoint, пользование различными поисковыми системами, базовые навыки программирования, использование фото- и видеоредакторов и другое.
Не упускайте момент освоить новую программу. В будущем все это непременно пригодится.
Умение работать в команде
Частое требование, как и навыки работы с компом. Работать в команде нужно уметь потому, что в мире нет профессии, где вы остаетесь наедине со своими обязанностями. Вам придется контактировать с другими людьми.
Чтобы развить это умение, нужно, как минимум, записаться на групповые занятия. Как максимум — почитать соответствующую литературу по теме.
Я рекомендую:
- Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»;
- Джон Максвелл «17 неопровержимых законов работы в команде»;
- Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»;
- Дэниел Пинк «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»;
- Эми Эдмондсон «Взаимодействие в команде: как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний».
Коммуникативные навыки
Этот навык тесно связан с умением работать в команде, потому что коммуницируете вы все равно с кем-то — с другими сотрудниками. Речь здесь идет и о навыках общения с коллегами по рабочим вопросам, и поддержание контакта вне рабочих моментов.
Я советую почитать книги:
- Пол МакГи «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно»;
- Филип Зимбардо «Как побороть застенчивость»;
- Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»;
- Джек Шафер, Марвин Карлинс «Включаем обаяние по методике спецслужб»;
- Марк Гоулстон «Как разговаривать с мудаками».
Тайм-менеджмент
Навык полезен в работе и в жизни. Никто не любит опаздывающих, забывающих о встречах людей. Чувство времени помогает организовывать пространство и дела, распределять задачи и расставлять приоритеты.
Учитесь планировать уже во время студенчества. Организация времени начинается с простых вещей: небольшого планирования, следования плану, отказа от откладывания дел.
Одно из самых крутых приложений для планирования — ToDo. У него куча достоинств: приложение синхронизируется с другими облачными хранилищами, есть возможность сортировать задачи, выполнять по ним поиск, добавлять местоположение.
Можно установить и другие приложения: Things, Planner Plus, 2Do.
Навыки быстрого реагирования
Проблемы в работе возникают постоянно, но важно уметь быстро и эффективно их решать. У некоторых это получается естественно в силу склада характера, другим же приходится учиться.
К счастью, это несложно, если придерживаться разработанной и проверенной схемы:
- Формулируем проблему. Нужно знать, что искать.
- Собираем информацию. Это нужно для знакомства с проблемой и выделения наиболее важного.
- Используем информацию. Нужно задавать себе критические вопросы.
- Обдумываем последствия. Думайте о последствиях ваших действий в долгосрочной перспективе.
- Изучите различные точки зрения. Важно изучать даже те точки зрения, с которым вы несогласны.
Грамотная устная и письменная речь
Умение общаться и писать без ошибок является первостепенным. Поэтому прокачивайте этот навык со студенческих лет. Много читайте, запоминайте отдельные правила, пользуйтесь специализированными ресурсами и приложениями.
Из ресурсов в вашем списке должен быть хотя бы Грамота.ру.
Английский язык
Во многих вакансиях он является обязательным, даже если в работе он не сильно будет нужен. Знать английский сегодня считается хорошим тоном. Так вы сможете конкурировать с другими претендентами и иметь преимущество в глазах работодателя. Как выучить английский самостоятельно я уже писал. Ну а если самостоятельно не выходит, записывайтесь на курсы.