Как правильно написать мотивационное письмо: структура и полезные советы

Выпускникам и абитуриентам

Если вы хоть раз в жизни пытались заполучить работу мечты или поступить в престижный вуз, то знаете: едва ли не ключевым моментом этих попыток является наличие мотивационного письма (МП или Motivation Letter). Но даже его наличие не гарантирует успех. Важно, чтобы мотивационное письмо было составлено по всем правилам и вынудило работодателя или приемную комиссию среди прочих кандидатов выбрать вас.

Объясняю, как грамотно составить МП и с помощью его получить любую вакансию.

Что такое мотивационное письмо

МП похоже на обычное эссе: оно пишется в свободной форме и имеет небольшой объем (примерно 500 слов). Вы пишете его, чтобы четко и быстро рассказать, почему вы лучше подходите на должность, почему вас должны зачислить в вуз или отправить на учебу по обмену в другую страну.

МП — самопрезентация. В капиталистической экономике, к сожалению, встречают по одежке, а в борьбе за лучшее место все средства хороши. Создавайте крутое Motivation Letter!

Так как мотивационные письма нужны для поступления в вуз и получения работы, единого стандарта их написания нет. Важно понимать, что есть МП по и для учебы, и для стажировки и работы. В первом случае часто говорят о Personal Statement: все, связанное с образовательными программами. Как правило, формат их написания оговаривается и прописывается учебными заведениями.

Что писать в мотивационном письме

МП — первый и важнейший этап отбора кандидатов. Читающие учитывают информацию, которая в нем содержится. Пишите все, что объективно поможет вам оказаться в выигрыше: успехи в работе/учебе, открытия, достижения, наработки/работы, научные исследования, участие в конкурсах, семинарах, вебинарах и т. д.

Примерная структура Motivation Letter выглядит так:

  • вступительная часть. Общая информация о вас, место работы/учебы, на какое место/программу претендуете;
  • несколько предложений о том, почему вакансия/предложение вас заинтересовало и почему решили откликнуться;
  • опишите, есть ли у вас знания и навыки, связанные с вакансией или программой, на которую претендуете. Давайте максимально простую и личную историю, расположите к себе читающего;
  • расскажите, как программа, стажировка или работа поможет вам в дальнейшем;
  • объясните, чем можете быть полезны вузу, компании;
  • подведите итог, призвав к конкретному действию («возьмите меня, я хороший!»).

Не превращайте мотивацию в биографию. Все должно быть взаимосвязано.

Топ-10 полезных советов

Советов по написанию мотивационного письма много. Я отобрал для вас самые важные. Вот мой топ-10:

  1. Изучите требования к МП и той вакансии, на которую претендуете. Если у организации или вуза есть шаблон, по которому нужно писать, берите его за основу. Четко следуйте установленному объему и правилам оформления.
  2. Не повторяйте чужие письма. Скачивая из интернета образцы, не вставляйте бездумно свою информацию. Важно не форма, а содержание.
  3. Пишите заранее. Писать МП в последний момент — плохая практика. Больше времени на подумать и осмыслить свой опыт — круче получится написать.
  4. Придерживайтесь дружеского стиля. Официальщина непринята, даже в крутых компаниях. Представьте, что разговариваете с другом. Важно исключить фамильярность и сюсюканье.
  5. Проработайте образ. В идеале, из написанного вам у людей должен сформироваться ваш образ и характер.
  6. Делайте акцент на мощном и ярком вступлении. Вы должны заинтересовать с первых предложений. При написании вступительной части представляйте тех, кто читает по 100 штук мотиваций в день, а то и больше.
  7. Добавьте интересные детали. Они свяжут вам рассказ и сделают его индивидуальным.
  8. Исключите лишние факты. Лишнее — не связанное с темой притязаний, будь то стажировка, учеба по обмену или волонтерство.
  9. Подумайте над аргументацией. Все ваши желания должны быть объяснены. Нельзя просто чего-то хотеть, потому что хочется.
  10. Не повторяйтесь. Не стоит писать одно и то же. Уверяю вас, что комиссия все понимает с первого раза.

Чек-лист

Проверьте, все ли написано. В письме вы должны ответить на определенные вопросы:

  • почему выбрали эту вакансию/вуз/учебную программу;
  • откуда вы о них узнали;
  • откуда у вас к ним интерес;
  • чем эти программа, вакансия и др. отличаются от других;
  • информация об образовании;
  • информация об профессиональной деятельности и увлечениях, с ней связанных;
  • личные примеры;
  • цели в будущем, которых поможет достичь учеба по программе, на должности и др;
  • как вы видите применение полученных навыков в дальнейшем.

Чтобы посмотреть, как все работает на практике, скачайте пример мотивационного письма.

Не нашли ответов на вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.

Выпускникам и абитуриентам

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов