Зачем так много учиться или Что такое синдром вечного студента

Студентам и школьникам

Статья рассказывает о популярном в наше время синдроме вечного студента: о его характерных чертах, о причинах, которыми он вызван, о его последствиях. В конце статьи приводятся советы специалистов: как побороть синдром вечного студента, надо ли обращаться за помощью к психологу.

Характерные черты вечного студента

Большинство людей всю жизнь чему-то учатся. Но не каждый из них при этом имеет синдром «вечного студента». В чем разница между человеком развивающимся и тем самым вечным студентом?

Рассмотрим ситуацию на примерах. Один человек учится тому, что ему в жизни необходимо. Это может быть:

  • повышение квалификации с целью продвижения вверх по служебной лестнице, для повышения уровня своих доходов;
  • получение дополнительного образования в случае необходимости смены деятельности;
  • приобретение навыков и умений для самореализации в творчестве;
  • духовный рост как естественная потребность непрерывного развития.

Все это характеризует развитие личности человека, его рост в профессиональном, творческом или духовном плане.

Другой человек после получения диплома о высшем образовании не стремится найти работу по специальности, а решает получить еще одно высшее образование. Затем он полагает, что так и не нашел свое призвание, и идет за третьим высшим и т. д.

В этом не было бы ничего плохого, если бы человек все полученные знания применял на практике. Но именно этого он и избегает. Ему не нужны знания. Ему просто нравится процесс их получения, а не реализация. Именно это и является характерной чертой синдрома вечного студента.

Ученые утверждают, что лишь около 15 % полученных знаний способны удержаться в голове некоторое время, если они не находят применения в реальной жизни. Но даже они не являются упорядоченными, выстроенными в стройную систему, если ими не пользоваться. В результате человек получает хаотичное нагромождение совершенно бесполезных для него знаний. Абсолютно никакого практического смысла в такой учебе нет, это лишь пустая трата времени.

При этом следует не путать две категории вечных студентов:

Те, кто относится к первой из них, не могут осилить до конца даже свое единственное высшее образование. Они периодически бросают учебу, потом поступают еще раз на тот же или на другой факультет (или даже в другой вуз), уходят в академический отпуск, затем восстанавливаются, и все начинается заново. Годы проходят, а диплома о высшем образовании у них так и нет.

Вторая же категория вечных студентов в отличие от первой дипломы попросту коллекционирует. Учеба им дается, как правило, легко. Поэтому они получают образование то по одной специальности, то по другой, и никак не могут определиться, какая же сфера профессиональной деятельности им больше по душе, чтобы уже углубиться в нее и начать применять теорию на практике.

Почему некоторые люди предпочитают учиться, а не работать

Рассмотрим причины, по которым вечные студенты второго типа хотят все время учиться.

Поиск работы по душе

Пожалуй, одна из самых распространенных причин «вечного студенчества» — это модная нынче тенденция постоянного поиска себя, своего предназначения.

К сожалению, профориентация современных старшеклассников оставляет желать лучшего. Основные силы педагогов направлены на подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. «Куда поступать» зачастую решает даже не сам выпускник средней школы, а его родители. Многие поступают «за компанию» или на ту специальность, которая считается престижной в глазах большинства, а иногда — туда, куда позволяют проходные баллы, лишь бы поступить.

Неудивительно, что получив диплом о высшем образовании, выпускник бакалавриата или даже магистратуры начинает сомневаться, придется ли полученная специальность ему по душе. Его терзают различные вопросы:

  • Насколько он хорош как специалист, чтобы претендовать на интересную, престижную должность?
  • Получится ли в результате устроиться туда, куда хочется?
  • Даст ли ему эта работа желанную свободу или не оставит места для личной жизни?
  • Может ли он рассчитывать на достойную зарплату?
  • Является ли эта работа перспективной?
  • Сможет ли он получать не только материальное вознаграждение, но и удовольствие от работы?
  • Действительно ли это, к чему он стремился?
  • Не ошибся ли он с выбором сферы деятельности?
  • Может, следовало выбрать другую специальность, которая способна предоставить гораздо большие возможности самореализации?

Подобные размышления часто приводят к тому, что выпускник решает попробовать получить еще одно образование, и только после этого сделать окончательный выбор. И обычно вторым высшим образованием дело не ограничивается.

Студент с комплексом отличника

В школе отличников всегда ставили в пример троечникам, про которых говорили «способный, но ленивый». Такие троечники гипотетически могли бы и сами стать отличниками, если бы приложили к своим способностям усердие и усидчивость. Но они выбирали получать пятерки лишь по тем предметам, которые были им действительно интересны и могли пригодиться на практике. Они точно знали, чего хотят от жизни. В будущем многие из них стали талантливыми предпринимателями.

А что же отличники? Большинство из них привыкли со школьной скамьи быть послушными, дотошно выполнять все указания учителя, зубрить то, что было неинтересно и непонятно, и получать за это отличные отметки. Из таких отличников получаются очень хорошие исполнители. Но они сами зачастую не знают, чего хотят от жизни, что интересно лично им.

Они привыкли отлично учиться и чаще всего боятся риска и необдуманных поступков. Отличникам проще заниматься тем, что у них уже получается, оставаться в системе. А хорошо получается у них именно учиться.

Выпускник вуза с подобным комплексом отличника хочет продлить свое комфортное существование и поэтому выбирает продолжить привычное ему дело — учебу. Он учится не для того, чтобы в конечном итоге начать применять полученные знания, а потому что ему страшно что-то изменить в своей жизни.

Комплексом отличника страдают и перфекционисты.

Определение

Перфекционизм — стремление все сделать на «отлично».

Проблема перфекционистов в том, что они боятся получить оценку ниже «пятерки» по пятибалльной шкале. Для них принципиально важны именно отличные оценки со стороны окружающих. Поэтому перфекционисты берутся за дело, только если уверены, что могут выполнить его на высший балл. Либо не берутся совсем. Но если уж взялись, то непременно доведут его до отличного результата, даже если на это уйдут годы (в то время как на «хорошо» или «удовлетворительно» можно было бы сделать за несколько месяцев или даже дней).

В результате такие отличники-перфекционисты боятся, начав применять знания на практике, получить оценку своим знаниям, умениям, навыкам ниже отличной. Им страшно выглядеть в глазах окружающих недостаточно идеальными.

Вместо того чтобы приступить к работе, они начинают убеждать себя и свое окружение, что им надо еще немного подучиться в этой области, с чем-то лучше разобраться, чтобы как следует подготовить себя к реальной деятельности. Еще чуть-чуть, и они станут по-настоящему квалифицированными специалистами, и будут нарасхват на рынке труда. Понятно, что это «чуть-чуть» может длиться бесконечно. До тех пор, пока они не преодолеют свой страх оказаться неидеальными.

Отличники, страдающие перфекционизмом, бесконечно посещают обучающие вебинары, семинары, курсы. Они вкладывают деньги как в оффлайн, так и в онлайн обучение, будучи уверены, что все посещаемые ими тренинги дают им необходимые знания, но так и не могут начать использовать их в реальной жизни.

Инфантилизм

Многие студенты, особенно те, кто продолжает жить в родительской квартире, за время учебы в вузе так и не могут повзрослеть, стать самостоятельными. Обычно в этом виноват неусыпный родительский контроль за своим чадом.

Со стороны может показаться, что родители действуют во благо ребенка:

обеспечивают ему комфортные бытовые условия (например, снимая квартиру вместо того, чтобы позволить ребенку приобрести опыт проживания в общежитии);

контролируют его успеваемость (эта привычка формируется у родителей еще во время учебы сына или дочери в школе);

навязывают свою точку зрения относительно выбора профессии (не понимая при этом, что у ребенка могут быть совершенно иные склонности и стремления, отличные от родительских).

Этими действиями родители на самом деле лишь полностью подавляют волю ребенка, подчиняя его своей воле. Поэтому, если у вас есть такая возможность — старайтесь как можно раньше начать самостоятельную жизнь, уехав учиться в другой город. И родителям, и вам это пойдет только на пользу.

Гиперопека со стороны родителей приводит к уничтожению в зародыше любого стремления юноши или девушки к самостоятельному принятию решений. А это в свою очередь ведет к инфантильности, страху перед началом взрослой жизни.

В результате молодой специалист, получивший диплом о высшем образовании, по сути своей остается ребенком, не способным принимать решения и нести ответственность за их последствия. Он не ощущает себя взрослым, способным влиться на полных правах в рабочий коллектив. Ведь рядом не будет родителей, которые подскажут, что и как надо делать. Такому «ребенку» хочется как можно дольше продлить свое безоблачное детство, оттягивая вступление в самостоятельную жизнь.

Как быть, если вы обнаружили у себя синдром вечного студента?

Вы точно уверены, что являетесь тем самым «вечным студентом», признаки которого мы подробно описывали выше? Возможно, вы учитесь не ради учебы как таковой, а для возможности применять полученные знания на практике? Людей, которым нравится учиться, очень много. Нужно уметь отделять одних от других. Но если вы четко осознаете, что ваши знания вам нужны только для того, чтобы ими похвастать при случае, равно как и полученными дипломами, то как минимум первый шаг на пути к исцелению вы уже сделали — признали свою проблему.

Второй шаг — это стремление избавиться от синдрома собственными силами. Если этого не сделать, то проблема может усугубиться, а это приведет к весьма нежелательным последствиям:

  1. Вас преследует страх выйти из зоны комфорта и столкнуться с неизвестностью, с вероятностью наделать ошибок и получить «неудовлетворительную оценку». Этот страх мешает вашему личностному росту. Вы словно бегаете по замкнутому кругу вместо того, чтобы перейти на следующий уровень и начать двигаться по спирали. Чем дольше это продолжается, тем сложнее будет сделать качественный рывок в своем развитии.
  2. Инфантилизм, опасение начать самостоятельную жизнь, в которой есть место ошибкам и разочарованиям, нежелание брать на себя ответственность могут вызвать навязчивые мысли, неврозы и прочие психические проблемы.
  3. Вы постоянно откладываете начало своей профессиональной карьеры и тем самым крадете у себя время, необходимое для успешной самореализации. Пока вы сомневаетесь в собственных способностях и силах, забивая голову не обязательными знаниями, ваши сверстники строят карьеру и добиваются успеха.
  4. Вы тратите драгоценное время на знания, которые вскоре забудутся, потому что им не нашлось практического применения в реальной жизни.

Научиться чему-либо по-настоящему можно, только выйдя за рамки комфортного существования, встречая трудности и преодолевая их, даже если это не всегда приводит к успеху. Любой приобретенный практический опыт полезен. Временная неудача — это лишь очередная ступенька на пути к успеху. Подобные уроки дают возможность развиваться как духовно, так и в профессиональном плане.

Применяя свой опыт и знания в реальных условиях, вы сможете понять, где у вас действительно имеются пробелы, которые необходимо закрыть дополнительным образованием.

Если не использовать теоретические знания на практике, то совершенно не имеет значения, много их у вас или мало. Они обретают смысл только будучи воплощенными в жизнь.

Невозможно научиться делать что-то идеально, углубляя только свои теоретические познания в этой области. Вы не научитесь это делать, пока не реализуете теорию на практике, не превратите знания в навыки и умения.

Обладать знаниями и уметь применить их в нужный момент — это далеко не одно и то же. Как бы глубоко ни была изучена теория, мастерство придет к вам только с практикой.

Любой работодатель согласится, что начинающий специалист, только что получивший диплом, не может быть профессионалом своего дела. Никто от него этого и не ждет. Поэтому вы никого не разочаруете. Преодолейте свой страх показаться некомпетентным, не бойтесь ошибок. Все великие люди пробовали, ошибались, и снова пробовали. Это единственно верный путь к успеху.

Стоит ли обращаться к психологу?

Если вы чувствуете, что не способны самостоятельно решить проблему, есть смысл обратиться к психологу. В отдельных случаях нежелание принять на себя ответственность за профессиональную самореализацию может проявиться в нежелании быть ответственным и за остальные жизненные сферы.

Стремление избегать ответственности может спровоцировать страх перед отношениями, мешающий создать собственную семью. Такой человек вряд ли будет готов добровольно взять на себя родительские обязанности и быть ответственным за своих детей.

Если инфантилизм проявляется не только в профессиональной, но и в личной сфере, здесь без психологической помощи точно не обойтись.

До сих пор мы говорили о втором типе вечных студентов. Но есть еще и те, которые никак не могут собраться с силами и просто закончить вуз, получив наконец-то вожделенный диплом. Им профессиональная помощь психолога тоже будет весьма кстати.

Давайте разберемся, почему эта категория вечных студентов никак не может завершить начатое? Этому обычно способствует целый ряд причин:

  • в их жизни существует нечто, мешающее уделить достаточно времени учебному процессу (например, семейные неурядицы, сложное финансовое положение, вынуждающее много работать);
  • недостаточная сила воли, предпочтение большую часть времени уделять личной жизни, насыщенной и интересной в отличие от принудительного просиживания за учебниками и конспектами, нервотрепки с экзаменами;
  • отсутствие целеустремленности, приводящее к сомнениям в необходимости высшего образования в принципе;
  • отсутствие уверенности, что он выбрал правильную специальность, приводящее к недостаточной мотивации в учебе;
  • особенности темперамента и психического склада ума (флегматичность, заторможенные реакции, медлительность), мешающие успевать наравне с остальными студентами.

Квалифицированный психолог поможет разобраться в данной ситуации, найти причину затянувшегося процесса получения высшего образования. С его помощью вы сможете понять, свое ли место в вузе вы занимаете или вам лучше сменить профиль обучения. Он может предложить вам индивидуальный учебный график, подскажет, как организовать свое время, чтобы все успевать, как замотивировать себя на учебу.

Некоторым студентам помогает смена формы обучения. Так, индивидуальный график будет удобен при дистанционном образовании. Работу и учебу проще совмещать, переведясь с очного на заочный факультет.

Главное — вовремя обратиться за помощью. Если упустить момент, то стрессовая ситуация может привести к депрессивному состоянию, требующему медикаментозного лечения.

Человек всю жизнь за редким исключением чему-то учится. Такое желание надо только поощрять. Но при этом необходимо четко осознавать, где проходит та грань, которая разделяет реальную потребность в приобретении новых знаний для саморазвития и профессионального роста и желание спрятаться от решения насущных проблем взрослой жизни.

Если вы сомневаетесь в правильности выбора специальности, то стоит попробовать ее на вкус, чтобы убедиться, ошиблись вы или нет. Только тогда вы сможете обоснованно принять решение о необходимости получения еще одного высшего образования.

Согласитесь, что вполне реально работать, применяя уже имеющиеся знания, и при этом получать дополнительное образование. В этом вам всегда помогут специалисты нашего учебного сервиса, созданного специально для студентов и аспирантов.

Студентам и школьникам

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов