Конспектирование — неотъемлемая часть студенческой жизни. Без навыка быстро и грамотно конспектировать материал приходится нелегко. Но как этого добиться?
В этой статье я расскажу о 6 различных способах вести конспект.
Общее о конспектировании
Во многих вузах вести конспект совсем не обязательно: в большинстве случаев это занятие факультативное. Хотите записывать лекцию преподавателя — записывайте. Особенно в тех случаях, когда на экзамене от вас требуют отвечать строго по надиктованному материалу: таких преподавателей хватает.
В ведущих вузах конспектирование не является чем-то сверхважным. Здесь вам дают лишь общую информацию, задают пути для самостоятельного поиска и изучения материала, акцентируют внимание на главном.
На постсоветском пространстве все еще актуально конспектирование от руки. Хорошая ему альтернатива — печатать на ноутбуке или планшете. Все это потом удобнее распечатывать и учить.
Топ-6 способов конспектирования
Методика Корнелла
Метод существует с начала позапрошлого столетия и до сих пор пользуется популярностью у студентов. Его придумал Вальтер Паук, профессор Корнелльского университета.
Лучшее применение этого метода конспектирования — гуманитарные и естественные науки, где приходится записывать большой объем информации.
В чем суть:
- делим лист на четыре части;
- снизу и сверху листа проводим горизонтальные линии — для заголовка и вывода соответственно;
- проводим вертикальную линию и создаем две колонки. Правая должна быть в несколько раз шире;
- справа записываем важную информацию в виде текста, слева — даты, фамилии и другие точные сведения;
- формулируем вывод на несколько предложений.
Боксовый метод
Если вы делаете упор на зрительную память, то метод боксов подойдет идеально. С его помощью легко учить иностранные слова, даты, персоналии.
Лист делят на квадраты разной величины и в произвольном порядке размещают на странице. Лучше всего выделить каждый квадрат отдельным цветом. Вверху вписывают заголовок, а ниже — информацию для запоминания построчно.
Метод удобен тем, что так перед глазами нет текстовой простыни, информация разделена и четко обозначена.
Метод нумерации
Если преподаватель говорит слишком быстро, чтобы можно было успеть записать все дословно, используйте метод нумерации.
Отдельная мысль — конкретный номер по порядку. Обычно в потоке информации несложно вычленить отдельные ключевые мысли. Их и записывайте в виде нумерованного списка. Хорошо, если удастся прописывать цифры одним цветом, а основную информацию другим.
Табличный метод
Тут все просто: делите лист вертикальными линиями на несколько частей (лучше на 2-3). В каждом столбце пишете конкретную информацию. По сути, просто создаете одну большую таблицу.
Вы сами можете определить, какие заголовки будут у каждого столбца в зависимости от предмета и конспектируемой информации.
Метод индексов
За сложным названием прячется простой и понятный метод: это когда вы записываете информацию в виде различных схем и графиков. Можно использовать стрелки, рамки, геометрические фигуры, изображения и др. С помощью этих элементов задается четкая структура информации. Все, что нужно запомнить, выделено и обозначено.
Находчивые студенты создают систему условных обозначений: для простоты и емкости.
Ментальные карты
На повестке дня сложная и насыщенная разнообразной информацией тема? Используйте ментальные карты.
Допустим, вы изучаете роман «Мастер и Маргарита» или аллельное разнообразие гена в различных регионах Сибири. Ключевая информация будет размещаться посередине листа, а от нее будут расходиться лучи/ветки/стрелки пояснения, факты и прочие сведения.
Есть вопросы по теме? Задавайте их нашим опытным экспертам.