Интересное и цепляющее начало доклада или реферата — это хорошо. Но грамотное и структурированное завершение — еще лучше: оно гарантирует высокую оценку преподавателя.
Разбираемся, как правильно оформить заключение, и что для этого нужно.
В чем смысл заключения
Выводы в докладе занимают от 5 до 10% всего объема. Они нужны для того, чтобы систематизировать информацию, подвести итоги, выделить отдельные аргументы и подчеркнуть достигнутые результаты. Взглянув на заключительную часть, проверяющий должен понять, какие проблемы вы рассматривали и можно ли использовать полученные результаты на практике.
С помощью заключительной части вы:
- анализируете и структурируете содержание;
- выделяете главное;
- даете ответ на поставленный вопрос;
- подводите итоги теоретической и практической частей;
- создаете положительное впечатление о работе.
Важно в общем выводе подвести итоги каждого из параграфов доклада или реферата.
Как написать выводы
Методы
Заключение в докладе — не пересказ информации, представленной в основной части работы. Ваша задача — систематизировать изученный материал и представить собственную точку зрения. Не обязательно стремиться к обозначению новизны работы. Важнее ваше мнение.
Как бы странно это ни звучало, но заключительные слова — не ваши эксклюзивные умозаключения, а выводы, сделанные в результате анализа использованных в материале работ. Крайне важно, чтобы в них были статистические и аналитические данные, четкие и однозначные формулировки.
Поскольку итоги в работе должны быть логичными, то и строятся они на основе законов логики. Есть 3 метода написания:
- Дедуктивный. Идем в размышлении от общего к частному;
- Индуктивный. Рассматриваем отдельные факты и строим одно большое обобщение;
- На основании чужих выводов. Этот вариант не совсем относится к законам логики, но логичен, так как позволяет показать эволюцию вашего мнения и соотношение его с мнением прочих исследователей.
При подведении итогов помните, что они тесно связаны с целью, задачами и содержанием.
Фразы-клише
Начать работу над заключением доклада стоит з мысленного пересказа и формулировки основных тезисов. Полученные тезисы — основа заключения, поэтому к ним нужно подойти со всей ответственностью.
Чтобы облегчить себе работу, используйте проверенные фразы-клише. Это не только удобно, но и продуктивно: они наталкивают на верные мысли и помогают находить ответы на поставленные вопросы в процессе написания.
Вот несколько вариантов:
- подводя итоги, с уверенностью можно сказать...;
- на основании результатов доклада, можно...;
- делая вывод об исследовании и анализируя информацию, отметим...;
- в результате, мы пришли к...;
- в качестве резюме доклада...;
- представленная выше информация дает повод подвести итоги...;
- проделанная работа дает возможность сказать...;
- доклад показал...;
- нам удалось и др.
Не указывайте в заключении новую, ранее не озвученную информацию.
В выводах нельзя приводить таблицы, графики и ссылаться на сторонние источники.
Требования
Требования к заключению ничем не отличаются от требований ко всей работе. Оно размещается на новой странице, после заголовка «Заключение». Заголовок выравнивается посередине. После него сделайте два отступа. Проследите, чтобы шрифт, его размер и междустрочный интервал не отличались от тех, что в основной части.
Заключение не оформляется в виде списков или перечислений.
Избегайте слов, не несущих никакой полезной информации, в том числе одинаковых и однокоренных. Допускается копирование фраз из основной части. Стиль изложения — публицистический и научный.
Чтобы понять, как все требования реализуются на практике, вы можете скачать пример вывода в докладе.
Остались вопросы? Хотите разобраться с заключением доклада? Опытные эксперты Studently готовы помочь.