Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку: структура, критерии оценки и фразы-клише

Самостоятельные работы

Русский язык — один из двух предметов, необходимых для получения школьного аттестата. Самое сложное в ЕГЭ по русскому — написание эссе или сочинения. Требования к нему постоянно меняются. 2020 год — не исключение.

Я внимательно изучил новую информацию и подготовил для вас материал, который поможет правильно написать сочинение по русскому на ЕГЭ.

Новые изменения в ЕГЭ по русскому

Начнем с последних изменений. Содержание экзамена осталось тем же, а вот один из критериев оценки уточнился:

Речь идет о критерии № 2 и баллах по нему. Критерий оценивает ваш комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

5 баллов у вас будет, если:

  • грамотно сформулировали проблему и дали по ней комментарий, опираясь на текст;
  • привели 2 примера из прочитанного текста;
  • пояснили примеры и указали на их смысловую связь.
  • не допустили лексических и грамматических ошибок.

На 3 балла нужно привести более 2-х примеров, пояснить их значение и доказать, что они связаны.

2 балла вам светит, если у вас 2 примера без пояснений и указания на связь.

Структура сочинения-рассуждения по русскому языку

Важность соблюдения общепринятой структуры очевидна. Выдержать грамотную структуру несложно, ведь она состоит из простых и понятных элементов:

  1. Введения. В 2-3 предложениях нужно сделать подводку к основному тексту. Начинать лучше с риторического вопроса, ключевого слова или цитаты.
  2. Сформулированной проблемы. На формулировку отводится 2-4 пред-ия. Используйте фразы-клише вроде «В тексте автором раскрывается проблема...».
  3. Комментариев. На это у вас 4-7 пред-ий. Комментарии должны быть развернутыми и включать обозначение проблематики, ссылку на автора, объяснения, почему используется эта ссылка и упоминается этот автор. Важно передавать содержание, а не пересказывать его.
  4. Авторской позиции. Для обозначения авторской позиции стоит использовать клише: «Позиция автора сводится к тому, что...», «Ключевая мысль заключается в...» и др.
  5. Отношения к авторской позиции и собственного мнения на предмет. Выражать собственное мнение стоит деликатно, не слишком усердствуя с местоимением «я». На помощь приходят все те же клиеш: «Я согласен с автором в том, что...», «Позволю себе не согласится с автором в...» и др.
  6. Заключения. Можно закончить устойчивой фразой вроде «Ознакомившись с этим текстом, каждый сможет...», «Главная мысль заключается в...» или привести цитату и прокомментировать ее.

План написания сочинения по русскому языку

План тесно связан со структурой. Поэтому и он не должен вызвать у вас сложностей. Грамотно составленный план должен включать:

  • знакомство с текстом. Ваша задача — внимательно прочитать текст и выделить в нем ключевую идею. Подумайте, что хотел донести до читателей автор, к какому выводу он пришел;
  • определение и формулировка проблематики. Сделать это не так сложно, как может показаться: нередко автор прописывает ее буквально, проговаривает, что его волнует. Гораздо сложнее, если проблем несколько. Задача — найти центральную и сконцентрироваться на ней. Как правило, она более широкая и подтверждается жизненными примерами;
  • продумывание комментариев. Хороший комментарий — 5 баллов в копилку. Ваша задача — сформулировать комментарий, который подтвердит существующую проблему. Делать это нужно, опираясь на текст. Объясните механизм раскрытия проблемы, опишите конкретные средства и приемы. Оцените действия героев, опишите, как стиль помогает раскрыть проблему;
  • определение связи между примерами. Важно показать, что они подтверждают одну и ту же мысль, или противоположны;
  • передача авторской позиции. Ни в коем случае не выдумывайте позицию автора — берите ее из текста. В этом вам помогут яркие и запоминающиеся фразы;
  • формулировка собственной позиции. Какой бы позиции относительно текста вы не придерживались, она должна быть аргументированной. Используйте факты из приведенного текста, цитаты из других произведений, личный опыт;
  • подведение итогов. Важно обойтись без дублирования авторской или собственной позиции. Оцените все, о чем писали выше, выделите основной посыл.

Составлять план обязательно. Его наличие позволит сохранить грамотную структуру и получить необходимые баллы.

Критерии оценки

Всего есть 12 критериев оценки сочинения, которые можно поделить на 3 группы.

1-я группа. Касается содержания работы. Это критерии с 1 по 4:

  1. Формулировка проблемы.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме.
  3. Показ авторской позиции.
  4. Отношение к авторской позиции.

2-я группа. Основывается на оценке формы и языка эссе. Это критерии 5 и 6:

  1. Смысловая целостность, связность речи, последовательность и логичность изложения.
  2. Точность и выразительность речи.

3-я группа. Состоит из критериев оценки грамотности текста. Это критерии с 7 по 12:

  1. Орфография.
  2. Пунктуация.
  3. Языковые нормы.
  4. Речевые нормы.
  5. Этические нормы.
  6. Фактологическая точность фонового материала.

Подробнее с каждым из критериев и примерами вы можете ознакомиться, скачав PDF-файл.

Фразы-клише

Приведу некоторые фразы, которые помогут начать каждый из структурных элементов:

  • В тексте, предложенном для анализа...
  • Выбранный текст посвящен проблеме...
  • Проблема, которую поднимает автор, актуальна...
  • Автор рассматривает проблему, опираясь на...
  • Автор считает, что...
  • Авторская позиция заключается в том, что...
  • Я согласен с автором...
  • Я не разделяю позицию автора, так как...
  • По прочтении текста становится понятно, что...

Не нашли ответ на вопрос? Задайте его опытным экспертам Studently. Они с радостью ответят на любой вопрос и проконсультируют.

Самостоятельные работы

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов