Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.
Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.
Что такое проблема в сочинении
Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.
Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.
Какие проблемы могут подниматься в тексте:
- философские;
- социальные;
- политические;
- нравственные;
- экологические;
- эстетические и др.
Зачем формулировать проблему
Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:
- запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
- отражение авторской позиции;
- обозначение своего отношения к авторской позиции.
Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.
Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.
Способы найти проблему в тексте
Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.
Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами
Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.
Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:
слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).
Пример:
Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.
Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса
Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.
Вот пример:
Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.
Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования
Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.
Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.
Примеры:
«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).
«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).
«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).
Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений
Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.
Пример:
Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.
Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.
Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.
Некорректная формулировка проблемы:
В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.
Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.
Место формулировки проблемы в тексте
Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.
Проблема во введении
Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.
Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.
Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.
Пример:
Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».
Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.
Пример:
В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.
Также подойдет цитирование.
Пример:
«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.
Проблема в основной части
В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.
Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.
Пример:
Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.
Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.
Как прокомментировать проблему в сочинении
Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.
К комментарию предъявляются следующие требования:
- он должен быть написан на основе прочитанного текста;
- он должен отражать последовательность авторской мысли;
- он должен связывать проблему и авторскую позицию.
Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:
- комментировать, не основываясь на исходный текст;
- просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
- приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.
Что помогает раскрывать проблему:
- личный опыт и наблюдения;
- факты, взятые из истории;
- пословицы, поговорки, афоризмы;
- высказывания авторитетных людей;
- статистика;
- источники литературы.
Пример комментария проблемы в сочинении
Вот как может выглядеть комментарий:
Типичные речевые конструкции для формулировки проблемы
Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.
Вот некоторые из них:
Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.
Как правильно использовать речевые конструкции
3 простых правила работы с шаблонами:
- Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
- Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
- Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.
Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.