Мастерству ведения конспекта в школе не обучают. Редко это делают и в вузе. А бедному первокурснику приходится сидеть на лекции и судорожно пытаться успеть записать все, что говорит преподаватель. При этом мозг не успевает осмыслить информацию, а рука просто механически пишет. Так как правильно составить читаемый, понятный и удобный конспект лекции?
Зачем вообще нужен конспект
В первую очередь – для более удобной подготовки к экзаменам. Все, что вы записываете за преподавателем, потом не придется искать по всему интернету и в каждой библиотеке. Вы в любое время можете открыть тетрадь и вспомнить все, о чем говорилось на паре.
Иногда преподаватели дают какую-то интересную авторскую информацию, которой нет больше нигде. И это может здорово выручить вас на экзамене: это лишнее доказательство, что вы были на паре и внимательно слушали.
Как вести конспект
Не желательно вести конспект в электронном виде: так информация хуже усваивается. Но решать только вам. Если будете писать от руки, то заведите отдельную тетрадь для каждого из предметов. Определитесь, какой вид конспекта вам для этой дисциплины ближе:
- плановый;
- схематический;
- текстуальный;
- свободный;
- графический;
- тематический.
Первый вариант, это когда вы в начале прописываете план лекции. Скажем, Тема – «Крещение на Руси». Подтемы: «Причины к необходимости крещения», «Этапы крещения», «Значение крещения».
Каждая подтема нумеруется, а затем вы постепенно прописываете ответы на них.
Достоинства такого плана – последовательность и логичность. Вы ничего важного не упустите при подготовке по нему.
Второй вариант помогает составить краткий, но максимально концентрированный конспект. Делите страницу по вертикали пополам. В одной части пишете вопрос, а напротив в другой – кратко ответ.
Текстуальный конспект хорош для гуманитариев, изучающих литературу, философию. Он состоит из выдержек из учебников, цитат великих мыслителей, репликами героев и пр. Но освоить такой вид ведения непросто.
Свободный на то и свободный, чтобы вести его так, как вам удобно. Можно хоть верх ногами записывать или в зеркальном отображении, главное, чтобы вам было понятно даже спустя год.
Графический применяют больше инженеры, проектировщики, архитекторы, математики. Он состоит из схем, чертежей, рисунков, графиков, таблиц, диаграмм и т.д.
Тематический конспект встречается редко, поскольку он освещает одну тему. Но с разных точек зрения и больше подойдет для работы над курсовой или дипломной работой.
Пример конспекта студента:
Принципы ведения
Нет нужды записывать каждое слово преподавателя. Иначе быстро устанете, а что написали не поймете. Есть пара принципов ведения конспекта, которые спасут вас от выгорания.
Пример графических обозначений:
- Записывайте лишь смысл фразы без вводных слов типа: «таким образом», «проще говоря», «и так».
- Не записывайте то, что вам точно известно. Например: «2+2=4» или «Луна – спутник Земли».
- Сокращайте слова, которые часто повторяются. «Зн» вместо «значит», «ф-я», а не функция.
- Многие слова можно обозначит значками: стрелочками – слово «следовательно» и пр.
- Придумайте свою систему сокращений, которую обозначьте в конце тетради.
- Используйте аббревиатуры.
- Не пишите цифры прописью.
- Не пишите в каждую клетку мелким почерком: делайте отступы, абзацы, чтобы было легче потом разбирать написанное.
- И последнее: не записывайте лекции на диктофон, думая, что потом спокойно перепишите дома. Дома вам вряд ли захочется это делать.