Каждый год в системе высшего образования происходят изменения, к которым студентам приходится адаптироваться максимально быстро. Получается это не у всех и с разной успешностью.
В этой статье я расскажу о том, какие изменения ждут вузы в ближайшие несколько лет, чтобы вы смогли к ним подготовиться.
Топ-10 трендов современного образования
Изменения структуры вузов
В начале столетия еще бытовало мнение, что основа вуза — преподавательский состав. Именно на них ориентировались при разработке структуры и системы функционирования университета. Сегодня же многие исследователи убеждены, что настоящего крепкого вуза не может быть без студентов.
По этой причине университеты переходят к обучению преподавателей использованию цифровых технологий, пересмотру учебных планов и существующей системы оценки. Меняется и будет меняться структура университетов: пока она не в полной мере способствует беспрепятственному обмену идеями, поиску кейсов, которые можно было бы реализовать.
Ориентация на практические навыки
Логичные ожидания от учебы в университете — получение знаний и навыков, необходимых для реальной практики и роста по карьерной лестнице. Но до недавнего времени не каждый вуз мог оправдать эти ожидания.
Сегодня же с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону: высшие учебные заведения стараются дать студентам все необходимое для успешной практической деятельности. Многие из них пересматривают образовательную программу и ориентируются на практику с применением современных технологий.
Сотрудничество вместо конкуренции
Каждый вуз выбирает: конкуренция или сотрудничество, которые зависят от клиентоориентированности и глобализации соответственно. Второй вариант предпочтительнее, так как он дает возможность покорять мировые рейтинги высших учебных заведений.
Вузы могут кооперироваться как внутри одной страны, так и с учебными заведениями других стран. Это те же самые варианты двойного диплома, о которых я уже писал ранее.
Акцент на образование онлайн
Тренды в онлайн-образовании — большая задача в силу того, что даже в развитых странах не у всех жителей одинаковые условия и возможности доступа в интернет. Вы удивитесь, но чуть меньше половины жителей планеты вообще им пользуются. В России этот показатель находится в пределах 60%.
Чем более развитая страна, тем больше доступа в интернет.
Но не только отсутствие возможности выйти в интернет является основной причиной торможения онлайн-образования. Важная проблема — отсутствие высокоскоростного интернета. Во многих странах скорость передачи данных колеблется в районе 2 Мбит/с.
Создание индивидуальной системы оценок
Индивидуальная система оценок необходима для формирования индивидуального образования — каким оно и должно быть в идеале. Что даст такая система?
Студент будет понимать, что ему нужно будет знать для приобретения конкретных навыков и умений. Именно на навыки и умения делают ставку вузы будущего. Среди таких навыков выделяются творческие, профессионально-технические и критическое мышление.
Ведущие мировые вузы уже пользуются индивидуальной системой оценок. Просто посмотрите, как она реализуется в Стэндфордском университете.
Технологии в помощь в учебе и работе
Технологии существуют, чтобы с ними не просто умели работать, а делали это с пользой для себя и окружающих: осваивали новые навыки, поднимались по карьерной лестнице, улучшали окружающую среду и др.
Задача вузов — давать актуальные знания о цифровой среде, учить приспосабливаться к новым условиям и делать новые вещи. Сделать это не так просто, ведь вузам самим нужно в этом разобраться. А ведь технологии постоянно меняются и совершенствуются.
Развитие альтернативных форм обучения
Здесь на первый план выходят разнообразные образовательные платформы вроде Coursera, число студентов которых растет в геометрической прогрессии. На той же Coursera сегодня обучается более 20 миллионов студентов. И это еще не предел. А сколько студентов в обычном колледже или вузе?
У образовательных платформ сегодня нет конкурентов. На них обучаются онлайн в любое время и в любом месте, студенты могут выбирать нужные им дисциплины и отслеживать свое развитие.
Задача вузов — интегрировать массовые онлайн-курсы с учебным планом. В первую очередь нужно ориентироваться на пока еще не заполненные ниши в сфере образования. Пример — массовые онлайн-курсы для франкоговорящих стран Африки (инициировала политехническая школа Лозанны).
Вузы должны понимать, что без опоры на онлайн-образование, смешанное и мобильное обучение их развитие и существование невозможно.
Гибкость системы высшего образования
Развитие студентов и заинтересованность в получении новых знаний тесно связаны с внедрением технологий в образовательную систему. Вузы должны быть открытыми к новым формам и методам обучения, к новым технологиям.
Здесь важно подготовить соответствующую среду и позволить преподавателям быть свободными в работе со студентами.
Обеспечение разработки новых технологий
Где как не в университетах делать открытия и проводить исследования? Примеры тому — Техасский университет в Остине, на базе которого развернулся Техасский вычислительный центр. Такие изменения должны происходить не только в крупнейших мировых вузах, но и самых обычных.
Сотрудничество с компаниями
Обучение должно быть связано с повышением квалификации и возможностью непрерывного образования — это залог формирования высококлассных специалистов. Сотрудничество с различными компаниями и брендами — идеальное решение.
Важно, чтобы стимул учиться был не только у студентов, но и у преподавательского состава и сотрудников компаний, с которыми сотрудничают вузы.
Возникли вопросы? Вы всегда можете задать их нашим опытным экспертам.