Ежегодно среди абитуриентов разворачивается нешуточная борьба за бюджетные места в учебных заведениях. На некоторые специальности бюджетных мест столько, что эта борьба заранее кажется бесперспективной и проигрышной. Поэтому многим ничего не остается как поступать на платное.
Из этой ситуации есть выход: каждый студент имеет шанс перевестись с платного на бюджет. Рассказываю, как это сделать.
На каких условиях можно перейти на бюджет
Есть специальный приказ Министерства образования и науки, отвечающий за регулирование смены формы обучения. В нем подробно расписана процедура перехода.
Но конкретные условия и правила перевода на бесплатное обучение устанавливает учебное заведение.
Чтобы рассчитывать на такой перевод, нужно:
- не иметь академических задолженностей;
- не иметь неуважительных пропусков занятий;
- отличаться дисциплинированностью;
- своевременно оплачивать обучение по контракту;
- удостовериться, что на выбранной специальности и курсе есть свободные места.
Как понять, что свободные места есть? Есть особый алгоритм расчета количества бюджетных и платных мест на каждой специальности. Им берутся в расчет, сколько студентов было принято на обучение в определенный год, и сколько студентов обучается в данный период.
По окончании каждого семестра производят перерасчеты, а полученную информацию выкладывают на сайте учебного заведения или СМИ.
С большой долей вероятности вас переведут, если две последние сессии сданы на хорошо и отлично, а процент четверок не более 25%.
Процесс перехода с платного на бюджет
Поступили, но только на платное? Сразу взять и перевестись на бесплатное не получится. Как минимум два семестра вы должны отучиться на коммерческой основе. Сколько должно пройти времени с момента поступления — определяет учебное заведение.
Для чего это нужно? За отведенное время вуз сможет дать оценку способностям студента, его отношению к учебному процессу, дисциплинированности и сделать объективное заключение о возможности перевода.
Когда вуз выложит в общий доступ информацию о наличии свободных мест, у вас будет 30 дней, чтобы подготовить:
- заявление на имя ректора установленного образца, в котором вы высказываете просьбу о переходе на бюджетную форму;
- документацию, подтверждающую наличие высоких оценок, спортивных достижений, активное участие в жизни учебного заведения, рекомендацию куратора;
- копию документа, удостоверяющий личность;
- справку, в которой указано отсутствие задолженностей по учебе и ксерокопию зачетки;
- документ, предоставляющий право на льготы (если вы сирота или из малообеспеченной семьи).
Поводом для перевода может стать особое основание: потеря возможности оплачивать учебу в связи с потерей родителя, необходимостью оплаты дорогостоящего обучения, утрата рабочего места и др.
После подачи вами документов, их проверяют сотрудники деканата, а затем передают на рассмотрение специальной комиссии. В случае положительного решения, в течение 10 дней будет оформлен соответствующий приказ ректора.
Особое основание для льготных категорий
Для перевода можно воспользоваться специальными льготами.
Их могут получить:
- сироты и те, кто остался без родительского попечения;
- студенты младше 20 лет из малообеспеченной семьи с родителем инвалидом 1-й группы;
- студенты, семейный доход которых меньше установленного прожиточного минимума;
- учащиеся, утратившие родителей или опекунов.
Материальные трудности — веская причина, позволяющая писать заявление на перевод.
Перевод с платного на бюджет в другой вуз
Приятные новости для тех, кто хочет сменить и форму обучения, и учебное заведение: такой вариант тоже возможен. Что нужно сделать?
Во-первых, узнать, есть ли в этом вузе или колледже места на бюджет. Если да, то заявление рассмотрят. Обращайтесь сразу к ректору, минуя приемную комиссию.
Во-вторых, написать и подать заявление о переходе. На кафедре можно взять образец такого заявления (ничего сложного).
В-третьих, если необходимо, пройти аттестацию. При разнице в учебных планах могут возникнуть академические задолженности — их нужно закрыть.
В-четвертых, получить справку, подтверждающую зачисление в другое учебное заведение. С ней нужно обратиться в уже старый вуз и написать заявление на отчисление. После — сдать зачетку и студенческий, получить аттестат и академическую справку (там записано, что вы прошли по программе).
В рамках такого перехода может возникнуть конкурс, если количество претендующих на бюджет превышает число свободных мест. Комиссия выбирает поступивших на основании конкурса.
Хотите узнать больше? Напишите нашим опытным экспертам.