Что представляет собой собеседование в магистратуру

Магистерская диссертация

После окончания бакалавриата в России каждый выпускник, имеющий диплом, соответствующий международным стандартам, может претендовать на обучение в зарубежной магистратуре. После подачи заявления и всех необходимых документов остается только ждать приглашения на собеседование. Вполне понятно желание абитуриентов заранее подготовиться к этому испытанию. Постараемся помочь и расскажем о том, как пройти собеседование в магистратуру за рубежом, какие вопросы задают на собеседовании и зачем оно вообще нужно.

Цель, которую преследует собеседование

Спешим вас обрадовать: далеко не каждый зарубежный вуз проводит интервьюирование абитуриентов. Чаще всего это происходит при большом количестве претендентов на одно место. Как правило, это относится к самым престижным учебным заведениям или отдельным программам обучения в них. Кроме того, интервью для поступающих обычно проводят в случаях, когда необходимо выявить способности к творчеству, бизнесу, проведению научных исследований.

Интервьюировать абитуриента могут как очно, так и дистанционно – по телефону или с помощью программы Скайп (с использованием видеосвязи или без нее).

Очное собеседование в формате личной встречи зарубежные вузы обычно предлагают своим соотечественникам. Интервьюирование иностранных абитуриентов по понятным причинам чаще всего проходит удаленно. Длятся такие интервью не больше часа. При этом больше всего вопросов задают тем, кто претендует на обучение в сфере бизнеса или собирается заниматься научными исследованиями.

Что спрашивают на собеседовании в магистратуру за рубежом

Понятно, что список вопросов для абитуриентов гуманитарного и технического или бизнес-направления будет сильно отличаться. Поэтому мы приведем лишь примерные для большинства учебных заведений вопросы.

В целом их можно разбить на несколько групп:

  1. Вопросы, касающиеся выбора учебного заведения и направления обучения.
  2. Вопросы, касающиеся учебы студента в прошлом, его достижений, планов по получению дальнейшего образования.
  3. Вопросы, касающиеся личности интервьюируемого.
  4. Вопросы относительно карьеры и планируемого будущего.

Вопросы из первой группы могут звучать примерно так:

  • Аргументируйте, почему мы должны предпочесть вас. Почему вы заслуживаете быть зачисленным больше, чем другие претенденты?
  • Ваши планы в случае если мы вас не примем?
  • В какие учебные заведения вы еще подали документы?
  • Чем вы можете быть полезны нашему учебному заведению?
  • По каким критериям вы выбрали наш вуз, факультет, данную учебную программу?
  • Какие цели в плане учебы и карьеры вы поставили перед собой?
  • Каким образом наше учебное заведение и выбранная вами программа могут приблизить осуществление данных целей?

При ответах на данные вопросы нужно показать, что ваш выбор не случаен, а является глубоко продуманным шагом. Нужно дать понять интервьюерам, что вы тщательно изучили все сильные стороны данного университета, включая не только качественное образование, но и дополнительные бонусы (например, хорошие условия для совершенствования спортивного мастерства, для занятий наукой, возможность пройти стажировку в известной компании). Постарайтесь доказать, что вы – самый достойный претендент на место в этом вузе, буквально «лучший из лучших».

Вопросы из второй группы составляются на основании информации, которую абитуриент сообщил о себе в предоставленных им документах при подаче заявления. Если интервьюеров заинтересовало что-то из вашего мотивационного письма или списка достижений, то они захотят узнать об этом более подробно.

  • Где проходили обучение до этого момента и почему решили поменять учебное заведение?
  • Какие результаты дала учеба в бывшем вузе?
  • Какая база знаний имеется в отношении специальности, на которую подано заявление?
  • Какими дисциплинами вы больше всего интересовались?
  • Какое имеется дополнительное образование (курсы, программы)?
  • Какой трудовой опыт вы имеете? (Наличие любого опыта, даже при работе не по специальности, дает при поступлении преимущество, так как доказывает, что вы не боитесь трудиться).
  • Какие еще достижения, не имеющие отношения к учебе, есть у вас?
  • Есть ли у вас опыт работы волонтером или участия в благотворительных программах?

Если претендент хочет поступить в магистратуру после перерыва в учебе, его могут спросить, почему он решил учиться дальше.

В случае, когда абитуриент желает учиться по-новому, отличному от полученного на бакалавриате, академическому направлению, ему надо обосновать свое желание.

Рекомендуем при ответе на вопросы данной группы отвечать точно и честно, ведь всю информацию легко проверить. Не стесняйтесь быть откровенным и уточнять детали вашего студенческого резюме.

Вопросы третьей группы призваны раскрыть будущего магистранта как личность.

Вас могут попросить рассказать:

  • о том, что вы считаете своими сильными и слабыми сторонами;
  • о главном (по вашему мнению) жизненном достижении;
  • о том, как вы этого добились;
  • о ваших интересах и увлечениях;
  • о том, чем еще хотите заниматься кроме учебы;
  • есть ли в данном вузе (по вашему мнению) возможность для совершенствования вас в данных направлениях.

Некоторые вопросы могут касаться командной работы. Интервьюерам интересно знать, предпочитаете ли вы работать в команде или в одиночку. Как вы ощущаете себя в окружении других людей, какая роль вам более привычна? Если необходимо принимать участие в командной работе над проектом, кем бы вы предпочли быть?

Отвечая на эти вопросы, надо принимать во внимание, что за рубежом положительное впечатление производят студенты, обладающие следующими качествами:

  • дружелюбие;
  • целеустремленность;
  • нацеленность на работу в команде;
  • терпимость по отношению к окружающим;
  • активность в проявлении жизненной позиции;
  • сформированное представление о своих планах на будущее.

Вопросы четвертой группы относятся к планам о карьерном росте в дальнейшей перспективе.

  • Каким вы видите себя через несколько лет?
  • О какой профессии вы мечтаете?
  • Какова причина ее выбора?
  • Как вы планируете строить карьеру в данном направлении?
  • В чем состоит роль нашего вуза в осуществлении ваших карьерных планов?
  • После успешного завершения учебы по выбранной программе собираетесь ли вы продолжить учебу где-либо еще?
  • Входит ли в ваши планы продолжить учебу в нашем вузе?
  • Каковы ваши намерения относительно возвращения в свою страну после завершения обучения?
  • Что вы собираетесь предпринять, если в выбранной сфере вашим карьерным планам не удастся осуществиться?

Студент, который имеет сформировавшееся представление о собственном будущем – мечта любого университета. В зарубежных вузах помогают определившимся студентам с прохождением стажировок, получением практического опыта, с трудоустройством. Если же вы окончательно не определились, то рекомендуем сказать, что вы осознанно выбрали направление, а с выбором конкретной специальности и постановкой карьерных планов вам поможет учеба в данном вузе.

Специфические вопросы

Есть вопросы, которые задают только при поступлении на определенные виды программ. Так, при желании поступить в зарубежную магистратуру на творческую специальность, можно столкнуться с вопросами не только относительно представленных в портфолио работ, но и в отношении художественных предпочтений абитуриента, его взглядов на искусство.

Интервьюеры могут поинтересоваться вашим личным посещением выставок, картинных галерей, концертов, музеев, театров. Могут задать вопрос о любимом фильме, книге или другом предмете искусства. Точно так же их могут интересовать ваши любимые авторы различных произведений искусства (художники, композиторы, писатели, скульпторы и т. д.). Приготовьтесь к вопросу о том, кто из них больше всего вас вдохновляет, является вашим кумиром в мире искусства.

В отношении портфолио вас могут ожидать такие вопросы:

  • Какой работой вы гордитесь больше всего и почему?
  • В каких творческих проектах вы принимали участие? Над чем работали?
  • Чем данные проекты привлекли вас?
  • Каким образом вы сможете обогатить культуру нашего вуза?

При поступлении на научно-исследовательские направления обучения абитуриент сообщает в письменном виде планы насчет планируемой НИР. На собеседовании в этом случае просят рассказать об этом поподробнее. Интервьюируемому предстоит рассказать:

  • о причинах выбора конкретной темы НИР, в чем состоит ее важность;
  • о прогнозируемых результатах исследования, их планируемой эффективности;
  • чем обоснован выбор конкретного руководителя научного исследования (если он есть);
  • в чем должна состоять помощь учебного заведения в проведении НИР;
  • почему вуз должен быть заинтересован в проведении этих научных исследований, что ему это даст.

Задача абитуриента – отстоять важность своего проекта, доказать оптимальный выбор им данного университета (научного руководителя) для проведения научной работы по выбранной теме.

При поступлении в зарубежную магистратуру вы можете не боятся каверзных вопросов, которые поставят вас в тупик. Такие ситуации встречаются крайне редко, и в этих случаях вы сможете узнать о них заранее, общаясь на форумах или напрямую с теми, кто туда поступал.

Если какой-то вопрос стал для вас неожиданным, и вы заранее не подготовили на него ответ, постарайтесь не выдавать свои эмоции проявите свое чувство юмора и тактичность, будьте максимально дружелюбным, не отвечайте агрессивно.

10 основных правил собеседования

Для успешного прохождения этапа интервьюирования при поступлении в любой вуз необходимо знать основные правила.

  1. Соберите максимум информации о формате предстоящего интервью.
  2. Не опаздывайте на собеседование.
  3. Знайте и соблюдайте основные правила этикета.
  4. Настройтесь на позитив, будьте открытым, ведите себя доброжелательно.
  5. Освежите в памяти информацию, предоставленную в вуз в мотивационном письме и других документах; ориентируйтесь на нее, формулируя ответы.
  6. Подготовьте краткий рассказ о себе и ответы на вопросы, с которыми мы вас познакомили.
  7. Рассказывая о себе и своих достижениях, придерживайтесь золотой середины – не преуменьшайте и не преувеличивайте собственные достоинства.
  8. При упоминании слабых сторон расскажите, как вы работаете над ними.
  9. Старайтесь отвечать по существу, не уходя в сторону от заданного вопроса. Излишняя словоохотливость и чрезмерные эмоции могут вам навредить.
  10. Не стоит углубляться в подробности своей личной жизни. В ответах на подобные вопросы лучше проявить тактичность и сдержанность.

Часто в конце собеседования при поступлении в вуз или трудоустройстве у интервьюируемого спрашивают, есть ли у него какие-то вопросы. Это ваш шанс произвести хорошее впечатление. Заранее подготовьте вопросы, которые докажут, что вы серьезно настроены на учебу/работу в данном заведении. В случае университета это могут быть дополнительные вопросы относительно возможностей для:

  • научно-исследовательской работы;
  • прохождения стажировок;
  • дальнейшего трудоустройства;
  • получения следующей ступени образования;
  • занятий спортом;
  • увлечений;
  • участия в волонтерской деятельности и т. д.
Магистерская диссертация

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов