Если вдуматься, то единственное, что определяет направление научной деятельности студента в курсовой работе — гипотеза. От нее же зависит и успех в процессе защиты курсовой. При этом не каждый студент заостряет на ней внимание, что нередко приводит к снижению оценки за работу и сложностям в процессе защиты.
В этой статье я подробно остановлюсь на формулировке гипотезы в курсовой и дам практические советы, как это правильно сделать.
Что представляет собой гипотеза в курсовой
Но для начала разберемся с определением гипотезы.
Гипотеза — утверждение, предполагающее, что между несколькими переменными предполагается или существует какая-либо связь.
Она же является и прогнозируемым результатом, ради которого и затевается все исследование. Каждый автор курсовой ставит перед собой задачу доказать или опровергнуть сформулированное ранее предположение.
Любая гипотеза берет начало в догадках, которые сами по себе еще не являются гипотезами. Но когда в догадках появляются логические обоснования, строящиеся на доказанных положениях, то они плавно переходят в гипотезы.
Гипотеза является центральным элементом научного поиска, направляющим учащегося, влияющим на методологию, используемую в работе, формирующим логику и процесс исследовательской мысли в теоретической и практической частях курсовой.
Нужно выдвигать 2 гипотезы: одна из них будет основной, а вторая — той, которую нужно будет опровергнуть. Нужно показать, что вторая гипотеза неправильная, и с ее помощью укрепить доводы в пользу истинности первой.
Виды гипотез
Гипотеза может быть:
- Первичной (рабочей). Она задает направление и обозначает задачи исследования. Если ваша тема мало изучена, то такой вид гипотезы вам подходит: она поможет собрать и классифицировать материал. Собранное с помощью первичной гипотезы становится фундаментом для научной.
- Научной. Выдвижение научной гипотезы возможно только на основе теории. Ваша задача — обозначить взаимосвязь главных явлений, их свойств и результатов. Если работа экспериментальная, то благодаря гипотезе высвечивается отношение зависимых величин к независимым.
Цель формулировки гипотезы и требования
Формулирование гипотезы напрямую связано со многими элементами курсовой работы: методологией и объектом исследования, новизной и ходом работы, спецификой темы и актуальностью.
Поэтому важно держать все это в уме при разработке гипотезы, что позволит написать грамотную курсовую.
Из вышеописанного, в том числе, можно сделать выводы, что грамотная гипотеза в курсовой:
- состоит из одного, реже — двух, положений;
- не состоит из сложных, непонятных категорий и понятий;
- предоставляет возможность для изучения и разбора предположения;
- согласуется с фактическим материалом;
- является обоснованной и указывает на путь исследовательского поиска;
- неразрывно связана с проблематикой исследования.
Где размещается гипотеза в курсовой
У таких серьезных студенческих работ как курсовая и дипломная есть четкая структура, поэтому за каждым ее элементом закреплено определенное место. Есть конкретное место и для гипотезы: она размещается в вводной части за целями и задачами исследования.
Гипотеза — важная составляющая, но это не значит, что она должна занимать много места: достаточно одного абзаца.
К тому же, все, что обозначено во введении, должно иметь продолжение в заключительной части. Здесь важно расписать, удалось ли доказать сформулированную в начале гипотезу или опровергнуть, и к каким результатам это привело.
Как сформулировать гипотезу курсовой
Справиться с задачей можно легко, если учитывать примеры, данные преподавателем, и следовать определенным правилам:
- писать гипотезу с учетом целей и задач, предмета и объекта исследования в курсовой;
- не использовать очевидные факты, спорные и размытые понятия;
- опираться на ключевые слова, которые лежать в основе курсового проекта;
- если гипотеза сформулирована корректно, то ее можно проверить с помощью различных методов. В противном случае нужно переформулировать;
- гипотеза не является чем-то доказанным, поэтому можно формулировать ее исходя из субъективных ощущений.
Этапы создания и развития гипотезы
Представляю поэтапную схему работы над гипотезой:
поиск неизвестных и неизученных фактов, которые нужно и можно объяснить с помощью нового предположения
↓
формулировка гипотезы, объясняющей найденные факты
↓
изучение гипотезы и выведение следствий
↓
сравнение полученных следствий с известными открытиями
↓
обозначение нового научного знания на основе выдвинутой гипотезы (если она не противоречит известным положениям в науке)
Способы описания гипотезы
Есть 3 наиболее эффективных и рабочих способов формулирования гипотезы:
- Причинно-следственная связь. В основе этого способа лежит принцип «если, то...». Вот как это может выглядеть:«Если люди перестанут потреблять слишком много продуктов, то это положительно скажется на экологии».
- Следствие — причина. В центре внимания здесь факт, а затем — причина или условия, в которых предположение собираются проверять на достоверность. Пример: «Вырубка леса вблизи села Шишкино было осуществлено с нарушением общезаконодательных норм».
- Аргумент, связывающий причину и следствие. Этот аргумент является дополнительным. Пример: «Число новых случаев заболевания вирусом вырастет, если из-за пренебрежения медицинскими масками люди станут чаще болеть».
Также с этой целью можно использовать фразы-клише:
Как проверить гипотезу на корректность
Можно ли определить, правильно ли сформулирована гипотеза? Да, и делается это путем проверки на соответствие определенным признакам:
- гипотеза не противоречит теме работы, а уместна в исследовании;
- наблюдается связь с элементами курсового проекта (целями, задачами, проблематикой и т. д);
- формулировка является конкретной и непротиворечивой;
- гипотеза содержит новую информацию;
- предположение проверяется различными методами;
- в гипотезе нет ошибок и неточностей.