Как анализировать результаты практической значимости в курсовой работе: варианты анализа и классификации, способы описания и правила оформления

Курсовые работы

В большинстве случаев цель любой курсовой работы — провести исследование и получить конкретные результаты. Они демонстрируются в виде цифр, различных показателей и значений, оформляются в таблицы, графики и т. п. Задача студента — грамотно оформить результаты исследования.

В этой статье я расскажу, как это правильно сделать.

Разница между выводами и результатами практического исследования

Многие путают в курсовой работе выводы и результаты практического исследования, хотя это не одно и то же.

Выводы относятся ко всему исследованию, поэтому располагаются в заключении. Выводы всегда субъективны: это авторский взгляд на написанный труд.

Результаты исследования относятся только к исследованию, поэтому и размещаются непосредственно в конце практической части работы.

В случае с выводами мы имеем дело с личными суждениями и размышлениями: автор пытается объяснить проделанное исследование.

А вот результаты имеют четкое выражение: в цифрах, показателях, значениях и др.

Результаты исследования влияют на выводы.

К примеру, в работе мы исследовали связь между кормом для коров и надоем молока. В целях работы мы указали, что будем исследовать, как свежескошенная трава увеличивает количество надоев (взяли это утверждение за аксиому). В результате исследования оказалось, что свежескошенная трава существенным образом не влияет на надои. Как видим, в этом случае вместо предполагаемых результатов о положительном влиянии свежей травы, мы укажем нейтральное. К слову, даже если мы не предполагаем какой-то результат, то он все равно связан с выводами.

Как проводить анализ результатов

Анализ результатов происходит с учетом двух важных моментов:

  1. Соотнесения полученных результатов с уже имеющимися в науке. Это покажет, что нового вы привнесли своей работой.

  2. Указания итоговых и промежуточных результатов. Так вы покажете процесс в динамике и докажете, что приведенные вами данные являются достоверными.

Анализируют результаты одним из нескольких методов. Выбор конкретного метода определяется дисциплиной, темой исследования и прочими факторами. Среди методов можно выделить:

  • статистические;

  • корреляционный, факторный и дисперсионный анализ;

  • метод корреляционной связи и др.

При необходимости быстрого и объемного анализа используйте программы вроде Statistica, Vortex и SPSS.

Как классифицировать результаты

Полученные результаты можно делить по нескольким критериям:

  • преднамеренности. Определяете, запланированные они были или незапланированные;

  • значимости. У вас могут получится значимые для науки результаты или незначимые (такое редко, но бывает);

  • качеству. Здесь результаты могут получиться позитивными или негативными;

  • зависимости от субъекта. Есть два варианта: косвенные и прямые, опосредованные или непосредственные;

  • времени учета. Можно выделить текущие (в данный момент), промежуточные (между двумя этапами), итоговые (по окончании исследования);

  • соотношению с целями. Результаты могут соответствовать поставленным ранее целям и задачам, а могут и не соответствовать.

Убедитесь, что в тексте работы вы провели классификацию по всем перечисленным критериям.

Как определить практическую значимость практического исследования

Этот момент также очень важен, поскольку непосредственно связан с результатами исследования.

Практическая и теоретическая значимость исследования указывается еще во вступительной части. Нам важна практическая, которая даст понять читателю, каким образом можно использовать результаты практически.

От того, насколько грамотно вы опишете практическую значимость будет зависеть успех всей работы и ее значимость. При описании этого пункта важно быть кратким, указать отрасль или сферу, где предполагается использование результатов. Вы должны доказать с помощью доводов и аргументов, что ваши наработки действительно являются ценными.

Пример написания практической значимости

практическая значимость пример

Способы описания результатов

В большинстве случаев полученные результаты описывают с помощью различного визуала: графиков, таблиц, диаграмм, схем и т. п. Почему с помощью этих элементов? Потому что так информация воспринимается легче и быстрее, особенно сложная.

Вот таблица с результатами: показатели личностных особенностей, влияющих на агрессивность у старшеклассников и взрослых (средние значения)

личностные особенности

старшие классы

взрослые

импульсивность

2,4

0,9

эмоциональность

5,4

4,8

ориентированность на других людей

8,3

6,5

Учтите, что объемные элементы лучше оформлять отдельными приложениями.

Как оформляются таблицы

Каждая таблица должна иметь название и номер. Эти элементы выравниваются по правому краю.

Из требований по созданию и оформлению выделю:

  • небольшой размер. Не стоит делать громоздких, на несколько страниц таблиц. Желательно чтобы читатель видел начало и конец таблицы;

  • не сокращать, но писать емко и коротко. В первую очередь это касается строк, граф и названий, к ним относящихся;

  • отсутствие незаполненных полей. При этом в каждом поле должно быть только одно значение, чтобы не запутаться;

  • примечания и второстепенная информация выделяются. Не обязательно экспериментировать с цветом шрифта: достаточно уменьшить его размер.

Пример заполнения таблицы есть выше.

Как оформляется иллюстрации

К иллюстрациям тоже предъявляются минимальные требования:

  • они должны быть подписаны и пронумерованы;

  • выравнивать картинки вместе с подписью и номером нужно по центру;

  • использовать условные обозначения;

  • подпись и номер изображения должны быть снизу;

  • для числовых и прочих значений важно указывать единицу измерения;

  • если изображения объемные, то они выносятся в приложения.

Остались вопросы? Ищите подходящего эксперта на Studently и он поможет разобраться.

Курсовые работы

Топ 5 тем по курсовым работы: полезным статьям с примерами

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов