Время чтения: 11 минут
1862

Какие бывают виды контрольных работ: рассказываем о структуре и их особенностях

Если спросить у школьников и студентов, какой вид проверочных работ самый распространенный, то почти со 100-процентной вероятностью можно получить ответ «контрольная». С позиции преподавателя этот выбор не удивляет: с помощью контрольной можно проверить какую угодно тему и сделать это быстро.

А вот учащимся приходится страдать, ведь существует несколько разновидностей таких проверочных работ, каждая со своими правилами, особенностями и требованиями. Об этом и поговорим.

Варианты контроля

Варианты контроля в большинстве случаев зависят от цели и момента проверки. Поэтому выделяют 4 типа контроля:

  1. Входной. Как понятно из названия, он проводится в начале изучения новой темы, раздела или в начале нового учебного года (четверти). Его цель — проверить остаточные знания учащихся и студентов, на основе которых преподаватели составляют план образовательного процесса.
  2. Текущий. Его проводят в момент изучения материала. С его помощью преподаватель видит, как усваивается материал, и если результаты не соответствуют его ожиданиям, то он легко может скорректировать учебный процесс.
  3. Периодический (тематический). Это могут быть проверочные после каждой темы (не обязательно тема — это одно занятие), четверти, полугодия и даже года.
  4. Итоговый. Проводится после усвоения учащимися большого блока знаний. Чаще всего — в конце года.

Непрохождение контроля грозит пересдачей (в лучшем случае) или даже исключением (худший сценарий).

Виды контрольных работ

Определение видов зависит от содержания. Бывают:

  • теоретические контрольные работы. Выполняя ее, учащийся должен ответить на несколько вопросов (от 3 до 25). Количество вопросов определяется предметом, темой, требованиями преподавателя и методических рекомендаций. Они могут охватывать одну или несколько тем, но не все сразу. Ответы должны быть развернутыми и полученными методом сравнительного анализа;
  • проверочные «вопрос-ответ». Здесь вопросов может быть больше, чем в предыдущем варианте, но ответы на них всегда должны быть лаконичными и максимально точными;
  • практические. Здесь проверяют не только теоретические знания, но и умения использовать эти знания на практике: в решении задач, создании чертежей и т. д. Чаще всего это работы по точным и естественно-научным дисциплинам, таким как математика, физика, химия, электромеханика и др.;
  • работы без стандартных вопросов и задач. Они отличаются творческим подходом и нацелены на самостоятельную деятельность учащегося. К ним относятся кейсы (описание и анализ реальных ситуаций) и ситуационные работы, где нужно предложить решение описанной проблеме;
  • административные контрольные работы. Это все то, что проводит администрация школы, чтобы выявить успеваемость учащихся и эффективность выбранной педагогов образовательной стратегии.

Таблица со сравнением работ

Тип работы

Особенности

Теоретическая

Вопрос-ответ

Практическая

Нестандартная

Административная

Теоретич-е вопросы

+

+

-

+

+

Практич-е задания

-

-

+

+

+

Использ-е в гуманит-х дисциплинах

+

+

+

+

+

Использ-е в технич-х дисциплинах

+

+

+

+

+

 

Есть еще и комбинированный тип работы. В нем сочетаются в разных комбинациях вышеперечисленные типы. Например, теория+задачи, ситуации+задачи, тесты+практика и т. д.

 

Что нужно знать о структуре контрольной

Если говорить о школе, то здесь особых требований к структуре не предъявляют. А вот в работах студентов должен прослеживаться регламентированный формат.

Что в них должно быть:

  • титульный лист со всеми данными выполнившего и преподавателя;
  • содержание, включающее все главы, разделы и подразделы (в зависимости от их наличия);
  • вводная часть с прописанными целями и задачами, упомянутыми источниками, описанной структурой, указанным иллюстративным материалом;
  • отдельно перечисленные пункты заданий (Задача 1, Задача 2 и т. д.);
  • заключительная часть с расписанными выводами;
  • список использованной литературы в строгом порядке (алфавитном или появления в тексте);
  • имеющиеся приложения (графики, рисунки, диаграммы, таблицы и др.).

Определив структуру заранее, вы сможете избежать ошибок в процессе выполнения.

Подведем итоги

Грамотная контрольная работа та, в которой соблюдается баланс видов заданий, сложности и формата. Но это, скорее, к счастью, больше относится к преподавателю.

Но вы при написании тоже должны придерживаться баланса: выполнять задание ровно настолько, насколько оно этого требует. Если это вариант «вопрос-ответ», не нужно давать развернутые решения на полстраницы.

Что-то осталось непонятным? Остались вопросы? Обращайтесь за помощью к экспертам Studently.

Похожие статьи

Подписаться на рассылку
Дипломные, курсовые, контрольные работы
От лучших специалистов