Если спросить у школьников и студентов, какой вид проверочных работ самый распространенный, то почти со 100-процентной вероятностью можно получить ответ «контрольная». С позиции преподавателя этот выбор не удивляет: с помощью контрольной можно проверить какую угодно тему и сделать это быстро.
А вот учащимся приходится страдать, ведь существует несколько разновидностей таких проверочных работ, каждая со своими правилами, особенностями и требованиями. Об этом и поговорим.
Варианты контроля
Варианты контроля в большинстве случаев зависят от цели и момента проверки. Поэтому выделяют 4 типа контроля:
- Входной. Как понятно из названия, он проводится в начале изучения новой темы, раздела или в начале нового учебного года (четверти). Его цель — проверить остаточные знания учащихся и студентов, на основе которых преподаватели составляют план образовательного процесса.
- Текущий. Его проводят в момент изучения материала. С его помощью преподаватель видит, как усваивается материал, и если результаты не соответствуют его ожиданиям, то он легко может скорректировать учебный процесс.
- Периодический (тематический). Это могут быть проверочные после каждой темы (не обязательно тема — это одно занятие), четверти, полугодия и даже года.
- Итоговый. Проводится после усвоения учащимися большого блока знаний. Чаще всего — в конце года.
Непрохождение контроля грозит пересдачей (в лучшем случае) или даже исключением (худший сценарий).
Виды контрольных работ
Определение видов зависит от содержания. Бывают:
- теоретические контрольные работы. Выполняя ее, учащийся должен ответить на несколько вопросов (от 3 до 25). Количество вопросов определяется предметом, темой, требованиями преподавателя и методических рекомендаций. Они могут охватывать одну или несколько тем, но не все сразу. Ответы должны быть развернутыми и полученными методом сравнительного анализа;
- проверочные «вопрос-ответ». Здесь вопросов может быть больше, чем в предыдущем варианте, но ответы на них всегда должны быть лаконичными и максимально точными;
- практические. Здесь проверяют не только теоретические знания, но и умения использовать эти знания на практике: в решении задач, создании чертежей и т. д. Чаще всего это работы по точным и естественно-научным дисциплинам, таким как математика, физика, химия, электромеханика и др.;
- работы без стандартных вопросов и задач. Они отличаются творческим подходом и нацелены на самостоятельную деятельность учащегося. К ним относятся кейсы (описание и анализ реальных ситуаций) и ситуационные работы, где нужно предложить решение описанной проблеме;
- административные контрольные работы. Это все то, что проводит администрация школы, чтобы выявить успеваемость учащихся и эффективность выбранной педагогов образовательной стратегии.
Таблица со сравнением работ
Тип работы Особенности |
Теоретическая |
Вопрос-ответ |
Практическая |
Нестандартная |
Административная |
Теоретич-е вопросы |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Практич-е задания |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Использ-е в гуманит-х дисциплинах |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Использ-е в технич-х дисциплинах |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Есть еще и комбинированный тип работы. В нем сочетаются в разных комбинациях вышеперечисленные типы. Например, теория+задачи, ситуации+задачи, тесты+практика и т. д.
Что нужно знать о структуре контрольной
Если говорить о школе, то здесь особых требований к структуре не предъявляют. А вот в работах студентов должен прослеживаться регламентированный формат.
Что в них должно быть:
- титульный лист со всеми данными выполнившего и преподавателя;
- содержание, включающее все главы, разделы и подразделы (в зависимости от их наличия);
- вводная часть с прописанными целями и задачами, упомянутыми источниками, описанной структурой, указанным иллюстративным материалом;
- отдельно перечисленные пункты заданий (Задача 1, Задача 2 и т. д.);
- заключительная часть с расписанными выводами;
- список использованной литературы в строгом порядке (алфавитном или появления в тексте);
- имеющиеся приложения (графики, рисунки, диаграммы, таблицы и др.).
Определив структуру заранее, вы сможете избежать ошибок в процессе выполнения.
Подведем итоги
Грамотная контрольная работа та, в которой соблюдается баланс видов заданий, сложности и формата. Но это, скорее, к счастью, больше относится к преподавателю.
Но вы при написании тоже должны придерживаться баланса: выполнять задание ровно настолько, насколько оно этого требует. Если это вариант «вопрос-ответ», не нужно давать развернутые решения на полстраницы.
Что-то осталось непонятным? Остались вопросы? Обращайтесь за помощью к экспертам Studently.