В любом деле важен этап планирования. Касается это и написания студенческих работ. Здесь планирование — не факультативный, а обязательный элемент структуры. Рассказываю, зачем план нужен в контрольной и как его правильно составить.
Зачем нужно планировать?
Представьте большой объем информации, которую нужно оформить текстом, ничего не упустив и следуя определенной логике изложения. Как вы поступите? Наверняка попробуете сделать тезисные наброски — выделите самое важное, тем самым еще и зададите логическую последовательность. В общем-то, все это и значит планировать.
План — это структура вашего исследования с четко прорисованной логикой. Вам он помогает грамотно составить работу, а преподавателю и тем, кто будет ее проверять и читать — дает представление о ее сути.
Перед написанием план согласовывают с преподавателем.
Чем план отличается от содержания
Эти два элемента часто путают. Они на самом деле похожи, но есть и существенные различия:
- содержание отражает составные части исследования и указывает номера страниц этих частей. План — больше про содержание структурных элементов;
- при необходимости, планчик можно менять в процессе работы (после одобрения преподавателя), а структуру — нет: она появляется, когда текст написан;
- некоторые вузы и отдельные специальности требуют прикладывать план к контрольной. Обычно его размещают между титульником и введением. Содержание — обязательно для всех работ.
В планчике не нужно указывать титульный лист.
Что включает в себя план
При планировании стоит ориентироваться на стандартную структуру, которая прописана общепринятым стандартом. Для всех вузов и специальностей она одна:
- вводная часть;
- первый раздел;
- второй раздел;
- третий раздел;
- четвертый раздел;
- заключительная часть;
- список использованных источников;
- приложения.
Это скелет, который можно упрощать или усложнять (добавлять подразделы).
Последовательность составления
Чтобы планирование было грамотным, нужно придерживаться определенной последовательности. Ее можно выразить в 4 этапах:
- Этап подготовки. Вы собираете материал, занимаетесь проработкой найденных источников. В процессе выписывайте актуальные положения, концепции, теории, которые соотносятся с темой исследования и помогут ее раскрыть.
- Этап формулировки названий разделов. К формулировке названий приступайте после составления вопросов, которые будете рассматривать.
- Этап оформления. Делать это нужно, опираясь на структуру контрольной.
- Этап технического оформления (окончательного).
Виды планирования
Можно выделить 2 вида плана, но и то довольно условно: календарный и тематический.
Календарный. Есть смысл составлять, если вы хотите подготовиться к работе заранее. Распишите, как и когда будете работать над каждым из этапов.
Какие это этапы:
- выбор и изучение источников информации;
- составление схемы работы над исследованием (задачами);
- обработка каждого раздела;
- правки текста;
- итоговое оформление;
- передача работы преподавателю;
- доработка и исправление замечаний;
- сдача исследования на проверку.
Суть планирования — обозначение дедлайнов. Поставьте срок выполнения для каждого этапа (лучше с запасом, если выйдете за рамки). Начинайте писать очень заранее.
Тематический. Такое вид планирования актуален, когда у вас уже есть необходимая литература, и она тщательно изучена. Собственно, в процессе изучения литературы важно выписывать ключевые моменты: концепции, общие положения, тезисы и законы. Это поможет вам сориентироваться в выборе материала для будущего текста и мысленно увидеть его структуру.
Какой бы вид планирования вы ни выбрали, обязательно детализируйте каждый шаг: что нужно сделать конкретно на этом этапе, где искать литературу, что посмотреть и проанализировать. Во-первых, так вы точно ничего не забудете. Во-вторых, вы облегчите себе работу со структурой.
Специально для вас я составил несколько примеров написания плана контрольной работы.
Остались вопросы? Обращайтесь за помощью к опытным экспертам Studently. Они знают, как справиться с любым заданием быстро и легко.