Обществознание — самый популярный предмет, который выпускники выбирают в качестве дополнительного на ЕГЭ. Почему?
Во-первых, он достаточно простой. Во-вторых, он необходим для поступления на факультеты менеджмента, юриспруденции, государственного и муниципального управления. Кроме того, обществознание помогает разбираться в философии, психологии, социологии и др.
Чтобы написать хорошее эссе, нужно придерживаться определенных правил и требований по написанию и оформлению. Каких — разберемся вместе.
Что такое эссе?
Эссе — небольшое сочинение по конкретному вопросу, которое излагается в авторской манере и пишется в свободном стиле. Обычно на экзамене учащийся получает одно или несколько крылатых выражений известных людей, с которыми он и работает: объясняет, приводит реальные доказательства.
Такая форма проверки знаний получила наибольшее распространение в обществознании, в рамках которого рассуждают, высказывают мнение и аргументируют свою позицию.
В тексте учащиеся формулируют размышления, основываясь на знаниях пройденного курса. Позиция студента, приведенные аргументы подтверждаются фактами из истории или общественной жизни.
Основные признаки эссе
Как у вида письменной работы у него есть определенные признаки:
- конкретная тема. Работа, в которой рассматривается перечень проблем — скорее, сочинение;
- индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу, не претендующее на объективность и исчерпываемость;
- новый взгляд на проблему (может носить различный характер: публицистический, философский, научно-популярный и др.);
- оценка личности автора, его мировоззрения;
- небольшой объем;
- внутреннее смысловое единство;
- свободная композиция.
Как правильно писать эссе по обществознанию?
Правила написания
Нужно придерживаться определенных правил:
- соблюдать смысловое единство;
- употреблять проверенные факты и понятные термины;
- писать в соответствии с заданной темой;
- убедиться, что ответ содержательный, а излагаемый материал — достоверный;
- приводить четкие, корректные и доказательные основные положения;
- аргументировать суждения и выводы;
- обеспечить правдивость и грамотность аргументации;
- свободно цитировать и приводить примеры, которые подтверждали бы написанное;
- приводить уместные аналогии.
На все это при проверке обращает внимание экзаменационная комиссия.
Перед тем, как приступать к заданию, внимательно изучите выбранные фразы и определите сферу, к которой они относятся. Из этой сферы вы должны взять несколько терминов и грамотно их расписать.
Критерии оценки
Есть 3 основных критерия, которые комиссия использует для оценки:
- Насколько полно раскрыт смысл. Это должно следовать из текста. Пишите по делу и последовательно. Не допускается поверхностная переформулировка.
- Насколько продумана структура. В ней должна прослеживаться логика повествования, употребляться понятная терминология. В конце обязательны выводы.
- Количество и качество аргументов. Помните, что они должны соотноситься с заданием и подтверждать авторскую позицию.
1-й критерий — самый важный. Если проверяющий оценивает его положительно, то работа засчитывается.
О чем не стоит писать в эссе
Многие сосредоточены на том, что обязательно надо включить в текст, и забывают о том, чего писать не надо.
Это:
- актуальность. Если высказывание находится в билете, то оно априори актуально, не обращайте лишний раз на это внимания;
- биография. Член экзаменационной комиссии знает, кому принадлежат крылатое выражение. Не указывайте биографические сведения: годы жизни, выхода трудов и т. п.;
- конкретное указание проблемы. Расписывайте содержание цитаты, так как в нем и находится проблема.
Не считайте количество слов и символов. Определенного минимума и максимума не существует. Завершайте работу тогда, когда тема будет полностью раскрыта.
Учитывайте, что орфографические ошибки не так важны как содержание. Не задумывайтесь, как правильно пишется то или иное слово и где ставить запятую.
Работаем над планом и структурой
План
План прост и минимален:
- введение. Пишется по желанию. Содержит общую постановку проблемы;
- раскрытие смысла. Достаточно 2-3 предложений;
- теоретическая часть. 3-4 предложения, подтверждающие или опровергающие точку зрения автора с помощью специальной терминологии;
- фактическая часть. 4-6 предложений, где приводят примеры и подтверждают тезисы теоретической составляющей;
- заключение. 1-2 предложения с подведением итогов.
Структура
Вся структура строится на 4-х главных критериях:
- содержание. Важно в 2-3 предложениях раскрыть смысл, пояснить, что имел в виду автор;
- теория. Выписывают важные понятия, дают им определения, называют их признаки (объяснить). Развивайте каждое из определений;
- рассуждения. Работает прием «Если да, если нет». Представьте, что случится или не случится: «если цитата работает, то...», «если цитата не работает, то...». Обязательно добавьте выводы;
- примеры. Источники можно и необходимо брать любые: книги, телепередачи, кино, газеты, интернет и т. д. Минимальное количество — 2. А вот максимального предела не существует. Но это не значит, что ими стоит исписывать половину работы. Идеальное количество — 3 (если один из них окажется неподходящим, вы все равно получите необходимое количество баллов за эту часть).
Любое определение развивается с помощью функций.
Не можете привести реальный пример — придумайте. Сошлитесь на какой-либо источник массовой информации: «В одной из передач „Наши новости“ я услышала о...». Комиссия не будет проверять, насколько эта информация достоверна: за все годы вышло столько передач, что пересмотреть их невозможно.
Какие дополнительные инструменты стоит использовать?
Перед тем, как приступать к выполнению задания, вооружитесь фразами-клише, которые помогут быстрее и качественнее справиться с заданием. Для каждой части работы они разные. Приведем некоторые шаблоны написания эссе по обществознанию:
чтобы объяснить суть, используют:
- «в этой фразе говорится о том, что...»;
- «смысл приведенных слов в том, что...»;
- «во фразе заостряется внимание на...»;
- «автор говорит, что...».
для объяснения своей позиции есть такие клише, как:
- «соглашусь с тем, что...»;
- «автор оказался прав, указывая на...»;
- «на мой взгляд, данное высказывание в полной мере отражает ситуацию с...»;
- «в некоторой степени я разделяю позицию по поводу...»;
- «не соглашусь с автором, что...».
для выражения многоаспектности, выбирают:
- «данные слова можно проанализировать с нескольких сторон...»;
- «для понимания цитаты можно рассматривать различные аспекты...»;
- «приведенный текст можно понимать двояко...».
чтобы эффективнее и эффектнее аргументировать, стоит употреблять:
- «рассмотрим цитату с точки зрения _______ теории...»;
- «сосредоточимся на теоретическом смысле фразы...»;
- «у выбранного высказывания есть глубокое теоретическое обоснование...»;
- «посмотрим на ситуации из общественной жизни...»;
- «обратим внимание на реальные факты...»;
- «мой опыт говорит о том, что...»;
- «сказанное я могу подтвердить тем, что...».
что можно использовать для формулировки выводов:
- «таким образом...»;
- «подводя итоги...»;
- «в заключении отметим, что...»;
- «все вышеизложенное...».
Чем отличается эссе по обществознанию для ЕГЭ?
Эссе — последнее из 29 заданий ЕГЭ (относится к категории С). Это задание включает 5 цитат из соответствующих блоков наук: философии, социологии (социальной психологии), экономики, правоведения и политологии. Выберете одну.
Что отличает эссе по обществознанию от, например, работы по русскому языку? Как минимум, 2 вещи:
- Неограниченный объем.
- Наличие четкой структуры и содержания. Обязательны строгая аргументация, научность и конкретика.
Грубо говоря, ответьте на вопрос: согласны ли вы с приведенной цитатой? При любом варианте ответа, уточняем, почему.
Для такого задания намеренно выбирают спорные, нестандартные, требующие образного мышления цитаты.
Алгоритм написания
Есть 4 обязательных пункта:
- Прочитайте все цитаты, выберете ту, что вам ближе. Выделите ее ключевую идею. Попробуйте сформулировать несколько тезисов, которые можно будет обосновать.
- Подумайте над подходящими терминами и положениями предмета (это покажет, что вы его изучали).
- Проследите, что понятия, рассуждения, выводы и теоретические положения вы используете корректно и по месту.
- Позаботьтесь о качестве подобранных фактов и примеров.
На последнем пункте остановимся подробнее:
- необходимое количество примеров — от 2 и более;
- факты могут относиться к личной и общественной сферам, а также иметь отношение к материалам одного из учебных предметов;
- факты должны быть конкретными и развернутыми. Не допускаются ошибки;
- не стоит размещать примеры в конце. Каждый из них должен находиться в том месте, к которому он относится (после утверждения).
Как составить план
Как я уже писал выше, отличительная особенность работы — наличие четкой структуры. Чтобы ее добиться, нужно составить план.
Вот какие пункты нужно прописать:
- вступительная часть;
- теоретическая составляющая;
- первый аргумент с пояснением;
- второй аргумент с пояснением;
- выводы.
Не думайте о количестве знаков. Объем в вашем случае роли не играет.
Пройдемся по каждому пункту.
Вступительная часть
На вступление у вас есть один абзац. Этого обычно достаточно для формулирования идеи цитаты и определения ее смысла.
Вот как это может выглядеть:
Сухомлинский, известный педагог и детский писатель, говорил: «Семья — та первичная среда, в которой человек должен учиться творить добро».
Идея этого высказывания заключается в неоспоримой роли семьи как социального института в жизни отдельного человека и общества. Это актуально и сегодня.
В приведенной цитате заложен следующий смысл: семья является тем местом, влияние которого на становление личности и социализации маленького человека просто невозможно выразить. Именно от семьи зависит будущее ребенка: она его формирует и определяет его мировоззрение.
Чтобы облегчить себе задачу, используйте клише. Например: в своем высказывании автор имеет в виду...; смысл цитаты в том, что... и др.
Избегайте слова «проблема». Пишите «идея».
Теоретическая часть
Здесь нужно писать все, что поможет вам доказать и глубже раскрыть первый абзац. Обязательно употребите не менее 3 понятий, относящихся к теме. Но учтите, что они должны быть связаны не только с темой, но и между собой. Поясните эти понятия.
Понятия, не относящиеся к теме, лучше не использовать.
Аргументы
Эта часть не всем дается легко. В частности, потому, что найти два подходящих примера из разных источников непросто. Все таки, для этого нужно хорошо ориентироваться в вопросе. Но можно пойти на маленькую хитрость: додумать второй источник.
Подбирайте конкретные источники (даже если они додуманы). Вряд ли проверяющие будут выяснять их подлинность.
Покажу, что я имею в виду.
Ситуация: идея вашего высказывания затрагивает роль семьи и семейного института в жизни государства.
Первый ар-т: «подтверждает эту идею...» и далее можете продолжить аргумент, взяв за основу либеральную модель семейной политики ( США). В качестве источника можете назвать какой-нибудь журнал, телеканал.
Второй ар-т: «подтверждает эту идею...» и далее берете социал-демократическую модель (Швеции). Источником можете обозначить какой-либо учебник.
Здесь же можно использовать и третий ар-т (консервативная модель) — но это по желанию.
Все ар-ты структурно строятся практически одинаково. Друг от друга они отличаются только содержанием и источником.
Сформулировать ар-ты помогает ПОПС-формула, где П — положение, О — объяснение, П — пример, С — суждение.
Выводы
Выводы относятся ко всей работе. Они обязательны, так как делают ее законченной.
Используйте клише:
- «Таким образом, приведенные примеры подтверждают...»;
- «Подводя итог, можно сказать...»;
- «В завершении хочу сказать, что...» и др.
Требования к эссе по обществознанию
Приступая к работе, учтите, что эссе должно:
- быть ясным, понятным и восприниматься как что-то единое;
- содержать только ту информацию, которая помогает раскрывать высказывание. Все лишнее — удаляйте;
- придерживаться определенной логики и четкой структуры;
- содержать конкретные термины и понятия, подтверждающие владение вами той или иной темой;
- содержать сильные ар-ты, которые помогут вам заработать необходимые баллы.
Распространенные ошибки при написании
Посмотрите на эти ошибки прежде, чем садиться за написание:
- отсутствие плана;
- «обязательные» пункты определены неверно. Для обществознания это аргументы;
- план состоит из 2 и менее пунктов;
- план не раскрывает тему;
- ни один из пунктов не включает подпункты;
- наличие орфографических ошибок.
Пример эссе по обществознанию 2021
«Наука беспощадна — она безапелляционно опровергает привычные каждому человеку заблуждения».
Выбранное к рассмотрению высказывание относится к социальной сфере. Она исследует общество, принципы взаимодействия ее социальных групп, отдельных индивидов и межличностные отношения.
Высказывание напрямую связано с наукой. Наука — форма человеческого познания, комплекс определенных проверенных знаний, отражающих закономерности развития человека, общества и природы.
На мой взгляд, автор в полной мере отразил существующую ситуацию, показал ее такой, как она есть. Действительно, новые и многочисленные открытия в корне меняют взгляды и представления многих людей.
Подтверждения этим словам можно легко найти в истории:
- многие века люди считали, что наша планета плоская. Но после того, как Магеллан отправился в свое кругосветное путешествие, выяснилось, что она имеет форму шара;
- долгое время считалось, что все планеты вращаются вокруг Земли. Но Коперник доказал, что это не так. Оказалось, что все планеты вращаются вокруг солнца.
Таким образом, исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод, что научные открытия постоянно опровергают предыдущие знания. Это вынуждает людей менять свои убеждения.
Нет желания или возможности самостоятельно разбираться во всех тонкостях и нюансах работы? Выбирайте подходящего эксперта в Studently и он поможет справиться с проблемами.