Экзамены, зачеты, дифференцированные зачеты: в чем разница? Полезная информация для студентов
Первый значимый стресс, который поджидает студентов-первокурсников – это их первая сессия. Формы контроля знаний в вузе или колледже несколько отличаются от того, что вы знаете из школы – контрольные, самостоятельные работы, устные ответы. Но если разобраться, все не так страшно. Сегодня поговорим о то, чем отличаются зачеты, дифференцированные зачеты и экзамены.
По понятиям
Чтобы знать, к чему готовиться, для начала стоит разобраться в терминах.
Зачет – это форма проверки знаний по отдельным дисциплинам. По итогу этой проверки студент может получить либо «зачет», либо «не зачет». Грубо говоря, нужно ответить хотя бы «на троечку», и зачет у вас в кармане.
Дифференцированный зачет сочетает в себе элементы зачета и экзамена: студенту выставляется оценка.
Обычно диф. зачет проводят по завершению учебной и производственной практики, но его проведение не исключено и для оценки рядовых дисциплин.
Экзамен – это такая форма контроля знаний студента, в результате которой ему выставляют оценку в соответствии с принятой шкалой (в Российской Федерации — от 1 до 5, где 1 — худший результат, 5 - лучший).
Зачеты и экзамены: как это происходит
Чтобы объяснить, как это происходит, давайте еще подробнее поговорим о сходствах и различиях между этими формами контроля знаний.
Сходство:
- оба вида испытания могут проводиться в устной или письменной форме.
Отличия:
- экзамен – это часть сессии; зачеты (зачетная неделя) же проводятся до начала сессии;
- зачет охватывает материал семестра; в экзамен могут войти вопросы, связанные с материалом текущего полугодия, и материал предыдущих семестров;
- при хорошей посещаемости, активной работы студент может получить зачет «автоматом»: студенту не придется сдавать зачет на общих основаниях. В таком случае преподаватель может предложить задание – сдать реферат, выступить с докладом и презентацией. В некоторых случаях экзамены тоже можно сдать «автоматом», но это более редкая практика. Экзамен – это, собственно, и есть часть официальной сессии. В день экзамена студент обязан присутствовать и передать зачетку непосредственно преподавателю, чтобы тот поставил оценку;
- на зачете студент получает «зачет» или «незачет» в зависимости от того, запомнил ли и понял ли он усвоенные знания; экзамен оценивается по принятой шкале, и то, как именно студент владеет фактологическим материалом, понимает его и способен его анализировать, может повлиять на конечную оценку.
Итак, резюмируем:
- зачет – промежуточный контроль знаний; результаты зачетов влияют на допуск или недопуск к сессии;
- экзамен – элемент сессии;
- сессия – временной отрезок, период экзаменов.
Зачет и дифференцированный зачет: отличия
- по итогам диф. зачета выставляется оценка;
- подразумевается, что на зачете студенту предлагается отвечать на конкретный вопрос; на диф. зачете, как на экзамене, могут «прогнать» по всему пройденному материалу.
Дифференцированный зачет и экзамен
- на экзамене предлагается ответить на конкретные вопросы из билета; дополнительные вопросы задаются, если студент недостаточно полно, по мнению экзаменатора, осветил вопросы из билета. На диф. зачете преподаватель может задавать вопросы по всему изученному материалу;
- дифференцированный зачет может быть промежуточным испытанием, то есть, например, его ставят по завершению первого семестра, а в конце года по этой же дисциплине ставят экзамен. В данном случае диф. зачет ставят, чтобы:
- выявить степень владения теоретической и практической частью;
- посмотреть, насколько студенты способны анализировать полученную информацию, делать выводы на основе имеющихся данных;
- все это проанализировать и при необходимости скорректировать процесс преподавания в течение семестра, предшествующего экзамену.
К слову, экзамен может принимать любой преподаватель, а диф. зачет должен принимать преподаватель, читавший курс по этой дисциплине и проводивший семинары или практические занятия.
Если дифференцированный зачет проходит в устной форме, оценки объявляются в день зачета, а при проведении письменного зачета назначается определенный день, когда студенты смогут узнать свои результаты.
Оценки объявляют до передачи ведомости в деканат, чтобы студенты могли оспорить или исправить результат.
Эта информация поможет вам не только ориентироваться в формах контроля знаний, но отстаивать свои права, если возникнет необходимость.