Бывает, когда человек сразу знает, какую профессию выбрать в будущем, и не испытывает трудностей на пути к достижению поставленной цели. Однако в распространенных случаях на практике ситуация совершенно противоположная. Многие соискатели после окончания института или трудоустройства понимают, что выбор был ошибкой и не оправдал ожидания. Исправить недочет или сразу найти подходящую специальность легко. Нужно лишь следовать простому алгоритму.
Определение профессиональной сферы: с чего начать, кому это нужно?
В первую очередь нужно обрести гармонию с собой. Только в полном спокойствии и трезвом уме можно определиться с выбором профессии, которая не только подарит массу возможностей для развития, но и порадует хорошим и стабильным доходом. Когда мысли приведены в порядок, целесообразно приниматься за ответственный выбор. Подобный подход заинтересует следующие категории людей:
- учащиеся и выпускники школ;
- родители, желающие для детей успешного будущего;
- студенты, которые разочаровались в выборе кафедры;
- профессиональные работники из той или иной сферы.
Простая и эффективная в применении инструкция поможет выбрать интересную область специализации. Принцип действий при этом основан на максимально точном расчете собственных сил и предпочтений. Таким образом, при подборе профессионального направления требуется учитывать индивидуальные возможности в психологическом и физиологическом плане, а также персональные интересы.
Первый шаг: выбор места деятельности
Этот вопрос занимает первое место не просто так. Дело в том, что обстановка, в которой трудится человек, имеет принципиальное значение для здоровья, самочувствия, успеха. Стоит подумать, в каких местах находиться для будущего специалиста комфортнее всего. Это могут быть какие-то компании или предприятия, кино, развлекательные центры, рестораны или кафе. Следует обозначить несколько таких мест, где приятно проводить время с пользой и ежедневно.
Справедливо заметить, что достаточно сложно представить себе будущий рабочий день при отсутствии возможности погрузиться в профессиональную деятельность. По этой причине необходимо проявить фантазию. К примеру, представить начало трудового дня с утра и до вечера в баре. Еще одно важное замечание касается разнообразия вакансий. В ресторане или магазине функционируют не только сотрудники, напрямую взаимодействующие с посетителями и покупателями. В подобных компаниях трудятся также руководители, кладовщики, повара и представители других интересных профессий.
Второй шаг: определение предметов, с которыми интересно работать
На следующей стадии целесообразно перейти к исследованию предметов, с которыми предстоит взаимодействовать в процессе реализации профессиональных функций. В качестве популярных примеров можно рассмотреть числа, данные, документы, оборудование, какие-либо вещи, предметы искусства, стройматериалы. Здесь есть один нюанс. Не нужно заранее ассоциировать выбранный объект с родом деятельности.
Предположим, что в круг интересов включена компьютерная техника. Интуитивно пользователь связывает компьютеры с занятием программирования, которое, возможно, его не привлекает. Поэтому ошибочно можно исключить этот предмет из списка, что делать не стоит. На рассматриваемом этапе необходимо лишь перечислить интересующие объекты без какого-либо дополнительного анализа или оценки своих возможностей.
Третий шаг: манипуляции с выбранными предметами
В описании любой вакансии обязательно перечисляют должностные обязанности работника. В качестве примера можно ознакомиться с несколькими произвольными предложениями для соискателей. В зависимости от рода занятий специалисты обрабатывают информацию, общаются с людьми или животными, производят медицинские манипуляции, продают или закупают товары, планируют или реализовывают проекты.
Аналогично на этом этапе требуется выявить такие направления деятельности, интересныедля соискателя в части предметов, с которыми планируется взаимодействовать. Например, если записать в этот пункт понятие «одежда», то необходимо перечислить совершаемые действия. Одежду можно конструировать, шить, продавать, фотографировать и так далее. В процессе анализа собственных предпочтений важно учитывать сопутствующие обязанности. К примеру, фэшн-фотограф не только снимает на камеру одежду, но и работает на модных показах и мероприятиях.
Четвертый шаг: корректировка перечня мест
С помощью прохождения предыдущей стадии определения будущей профессии целесообразно сократить перечень мест, где соискатель желает работать. Сделать это несложно. Достаточно соотнести несколько списков и выделить явные противоречия. Таким образом, спектр потенциальных вакансий значительно уменьшается, а пользователю данной инструкции становится проще принять окончательное решение.
Пятый шаг: личные навыки и умения
Следующий пункт алгоритма посвящен оценке индивидуальных навыков соискателя. В процессе его реализации необходимо проанализировать собственные способности и возможности, а также известные и скрытые таланты. В первую очередь лучше определить спектр действий, которые можно выполнять руками, к примеру, конструировать, рисовать, делать прически, играть на музыкальном инструменте, готовить. Важно, чтобы перечисленные манипуляции не только отлично выходили, но и приносили радость, то есть человеку должно нравиться то, что у него получается делать.
Однако не всем людям даны какие-то таланты в части физического труда. Нередко соискатели обладают развитыми коммуникативными и интеллектуальными навыками, позволяющими налаживать контакты с людьми, обучать чему-либо детей или взрослых, помогать в решении разных проблем, например, психологических, производить масштабные вычисления, визуализировать информацию и данные, анализировать информацию.
Всего несколько вопросов помогут быстро составить список любимых действий:
- Как проходит взаимодействие с техникой?
- Получается ли общаться с животными или ухаживать за растениями?
- Успешно ли общение с детьми?
- Каковы результаты установления контактов со взрослыми?
- Часто ли соискатель читает книги, журналы?
- Насколько хорошо выходит писать тексты?
- Получается ли выполнять чертежи, расчеты?
Шестой шаг: продуктивный и репродуктивный подход
Данный этап тестирования призван определить степень креативности, наличие творческого потенциала у пользователя. Проверить собственные способности несложно. Достаточно изобразить на листе бумаги произвольный крест. Затем нужно с его помощью нарисовать какое-то количество предметов. Если проблем с выполнением задания не возникло, то можно сделать вывод о креативности соискателя.
Еще одним интересным примером является проверка навыков к написанию текстов. В процессе рекомендуется составить несколько пар слов, которые рифмуются. Из полученных словосочетаний следует записать короткое стихотворение. Когда подобная задача решена буквально за десять минут, можно сделать вывод о вербальной креативности соискателя, которому вполне подойдет работа, связанная с написанием разнообразных текстов.
Творчество не имеет ограничений по материалам, с которыми взаимодействует автор. К таковым относят краски, звуки, видео, ткани и прочие ресурсы. Стоит отметить, что не все представители творческих профессий обладают талантами к творчеству. С другой стороны, творчество проявляется и в других сферах, например, образовании. В широком смысле «творить» обозначает создавать нечто новое.
Седьмой шаг: облако информации
В результате выполнения всех заданий получился целый комплекс информации и сведений о соискателе и его интересах. С целью подведения итогов необходимо соединить все пункты по формуле:
МЕСТО + ОБЪЕКТ (МАТЕРИАЛ) + ДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТОМ + ПОДХОД
Таким образом, исходя из данных субъективного анализа, соискатель определяет для себя интересную сферу профессиональной деятельности и подходящие вакансии. Дополнительно стоит учитывать объективные факты, например, особенности характера, физической подготовки, ценности и интересы.