Поступление в колледж для выпускников средней школы: перспективы образования и трудоустройства.

Дистанционный экзамен, online тесты

Перед выпускниками средней школы встает ответственный выбор. Можно выбрать обучение в вузе и продолжить учиться до 11 класса, либо сразу после 9 или 11 класса поступить в образовательное учреждение, которое специализируется на услугах предоставления профессионального обучения. В том или ином случае имеются некоторые плюсы и минусы, с которыми полезно заранее ознакомиться перед тем, как определиться с окончательным решением относительно организации своего учебного процесса.

С каким дипломом легче найти работу с постоянным трудоустройством?

Исходя из последних исследований, школьники часто выбирают колледжи для учебы. Тренд сформирован в какой-то степени под влиянием ЕГЭ, который не всем под силу сдать на такой балл, чтобы пройти дальше в старшие классы и поступить в институт. В результате средне-специальное образование стало достойной альтернативой подготовке к единой аттестации, а также позволяет исключить значительные затраты сил и времени, расходы на репетиторов.

В распространенных случаях лишь половина из потока абитуриентов колледжей имеют планы на дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Студенты с противоположным мнением видят свое будущее в профессиональной сфере. После получения специальности молодые люди стремятся в минимальные сроки трудоустроиться для наработки практического опыта и заработка. Не секрет, что ранний выход на трудовой рынок позволяет быстрее приобрести конкурентное преимущество и получить стаж, который в действительности играет большую роль в процессе прохождения конкурса на вакантное место.

Рассматриваемые аргументы в пользу поступления в колледж можно объяснить экономической ситуацией в стране. Многие домохозяйства не обладают достаточно высоким уровнем дохода, чтобы оплатить учебу и сопутствующие расходы абитуриенту вуза. В то же время, семьи со средними заработками, достаточными для оплаты обучения в университете, желая перестраховаться, принимают решение о получении детьми профессионального образования в колледже. Тогда бывший школьник быстрее осваивает принципы труда, становится более самостоятельным и постепенно обретает финансовую независимость.

Важно отметить рост зарплат по мере повышения квалификации специалиста. У выпускников колледжей и специалистов, которые получили диплом об окончании высшего учебного заведения, разница в доходах составляет 50% в среднем. Это весомый довод в пользу поступления в университет. С другой стороны, те суммы, которые может заработать человек, имеющий лишь среднее общее образование, на 15-25% меньше по сравнению с доходами выпускников колледжей.

Заработок выпускников колледжей

Исходя из статистической информации, представленной официальными ведомствами, выпускники высших образовательных учреждений открывают для себя больше возможностей в профессиональной сфере, что объясняет высокую вероятность трудоустройства относительно аналогичных показателей в случае людей, которые имеют средне-специальное образование. Однако эта разница небольшая и составляет всего несколько процентов в 2021 году. В анализе необходимо, кроме прочего, учитывать тех студентов университетов и колледжей, которые решили не устраиваться на работу после завершения образовательного процесса. В качестве примера можно привести военнослужащих и женщин в декрете.

Кто заинтересован в поиске работы?

Росстат сообщает, что около 38% людей с профессиональным образованием не обеспокоены вопросами трудоустройства по окончании колледжа. С другой стороны, выпускники по большей части нашли работу. Это объясняется тем, что предложение от работодателя в некоторых случаях может поступить раньше, чем человек принимается за поиски вакансии самостоятельно. Другим аргументом не торопиться с профессиональной занятостью является поступление в вуз. Рассматривая данный вопрос, можно выделить несколько особенностей:

  • Лишь около 12% студентов, окончивших колледж, по данным 2020 года поступили в высшие учебные заведения.
  • Распространено обучение в университете после получения среднего профессионального образования, совмещенное с работой.
  • Недоступность получения высшего образования в силу экономических и географических факторов.

Проблемы с уровнем дохода выпускников СПО

Исходя из результатов исследований, проведенных специалистами Мониторинга экономики образования, в 2020 году выпускники с профессиональным образованием после окончания колледжа в среднем получали зарплату около 23 тысяч рублей. В качестве примеров для сравнительной оценки этого уровня доходов можно привести заработки бакалавров и магистров за 2021 год, которые примерно равны 53 тысячи рублей и 75 тысяч рублей соответственно квалификации.

Если поступить в университет после получения среднего специального образования, то также не приходится рассчитывать на высокий и стабильный заработок. Дело в том, что студентов принимают, как правило, на вакансии с низким уровнем зарплат, что соответствует степени профессиональной ответственности и компетенциям. По этой причине трудовой опыт практически не несет в себе какой-либо ценности. Подобный стаж не может обеспечить специалиста стабильным и растущим доходом.

По мнению экспертов из РАН в распространенной схеме, когда молодые люди сначала поступают в колледж, а затем становятся студентами университетов, кроется будущее современной системы образования. Это обусловлена тем, что модель труда по полученной в вузе за пять лет профессии утратила свою актуальность. Процессы освоения предметных дисциплин и профессиональной деятельности в реальных условиях все чаще соприкасаются, что допустимо считать нормальным в постоянно меняющихся экономических реалиях.

Особенности трудоустройства для обладателей диплома СПО

В действительности достаточно сложно изучить и проанализировать все факторы, определяющие успешность на рынке труда выпускника колледжа. Решить подобную проблему способно обнародование информации Мониторинга трудоустройства Роструда относительно разнообразных средне-специальных учебных заведений, функционирующих на территории страны во многих населенных пунктах с неодинаковой численностью населения и экономическими условиями.

Казалось бы, наиболее востребованные специальности в области информационных технологий гарантируют учащимся успешную карьеру и хороший заработок. Однако на практике статистика демонстрирует противоположный результат. Выпускники колледжей с факультетов информатики попадают в число тех, кто испытывает крупные проблемы с поиском работы. По сравнению с другими профессиональными направлениями по этим специальностям сложно реализовать себя в профессиональной сфере, имея лишь диплом об окончании средне-специального образовательного учреждения. Высокие показатели трудоустройства демонстрируют такие области, как фармация и машиностроение.

Причины для переезда студента с целью трудоустройства

Руководствуясь информацией, собранной и проанализированной экспертами из Высшей Школы Экономики, можно заключить, что выпускники 2018 года, получившие квалификацию бакалавра, к 2021 году поменяли регион проживания. Таких дипломированных специалистов, выбравших переезд для трудоустройства и профессиональной карьеры, оказалось около 40% от общего количества выпускников. Данные РАНХиГС за 2016 год показывают отток студентов, окончивших средне-специальные образовательные учреждения в регионах, в столицу. В зависимости от географических факторов количество переехавших достигает от нескольких до 60%.

Первая причина, которая обуславливает подобный характер поведения, заключается в несоответствии специальностей, на которые готовят молодое поколение, потребностям рынка труда в конкретном регионе нашей страны. Выбор учебного учреждения при этом объясним близостью места проживания. Таким образом, выпускник школы избавляет себя от дополнительных расходов, связанных с переездом и арендой жилья. В результате после окончания колледжа специалисты устраиваются на доступные в регионе вакансии, независимо от их соответствия профессиональной подготовке, либо переезжают.

Обозначенная проблема актуальна на текущий момент. Ее решение прорабатывают путем внесения изменений в конфигурацию существующей образовательной системы. При подготовке студентов средних профессиональных учреждений требуется в обязательном порядке принимать во внимание запросы регионального рынка труда. Планируется ввести еще один уровень получения специальности, то есть профессионалитет, с сопутствующим обновлением образовательных программ.

Дистанционный экзамен, online тесты

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов