Структура работы в диссертации — это основа, которая определяет, как организованы и представлены различные элементы вашего исследования. Важно иметь сильную и четкую структуру, поскольку она поможет читателю ориентироваться в работе, облегчая ему следование вашим аргументам.
Наличие правильной и всеобъемлющей структуры также означает, что вы спланировали, как вы собираетесь логически изложить свои идеи. Это также поможет вам при написании работы, поскольку обеспечит четкость и связность всех ваших тезисов.
Что писать в структуре диссертации
Выписывая структуру диссертации, вы должны убедиться, что в нее включены все элементы. Основными частями любой диссертации должны быть: титульный лист, страница содержания, введение, основная часть (которая может состоять из нескольких глав и разделов), заключение и ссылки. Каждая часть должна быть подробно рассмотрена ниже.
Как правильно составить структуру научной работы по ГОСТ
Оформление структурных единиц осуществляется по требованиям ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат. Структура и правила оформления».
По стандарту структура диссертационного исследования должна содержать следующие части:
- Титульный лист.
- Оглавление (содержание).
- Введение.
- Основная часть, состоящая из нескольких глав/разделов/пунктов.
- Заключение.
- Приложения (необязательно).
- Cписок терминов и список сокращений (необязательно).
Обязательные структурные части диссертации
- Титульный лист — титульный лист должен включать такую информацию, как: название документа, имя автора, степень/программа, по которой он работает, и контактные данные, такие как адрес электронной почты/номер телефона и т. д.
- Содержание — этот раздел должен содержать обзор того, что содержится в каждой главе или разделе вашего документа. Важно убедиться, что каждый перечисленный пункт четко обозначен соответствующим номером страницы или заголовком, чтобы читатели могли легко ориентироваться в вашей работе.
- Введение — этот раздел должен познакомить читателей с тем, что они собираются прочитать, дав им общее резюме всего, что содержится в диссертации, включая цели/задачи, использованную методологию и т. д.
- Основная часть — состоит из нескольких глав, которые описывают различные аспекты темы вашего исследования; каждая из них должна быть четко определена с собственным заголовком или подзаголовком, чтобы читатели точно знали, о чем они читают, не запутавшись и не перегрузившись слишком большим количеством информации сразу! Наконец, могут быть разделы, в которых более подробно рассматриваются конкретные темы (например, анализ данных).
- Заключение — в этом разделе необходимо обобщить все, что обсуждалось во всех предыдущих главах, чтобы читатели могли получить общее представление о том, что было сказано, прежде чем делать собственные выводы — сюда можно включить и рекомендации для будущих исследований!
- Литературный источник — все источники, использованные в процессе написания работы, должны быть надлежащим образом процитированы; убедитесь, что не только книги, но и онлайн-ресурсы, такие как веб-сайты/статьи/журналы и т. д., также включены!
- Приложения – визуальный материал, который находится за пределами основного текста диссертации, может быть размещен в приложениях. При наличии значительного количества иллюстраций, фотографий, карт, схем, диаграмм и графиков для них может быть создан отдельный том. Каждое приложение будет иметь собственную нумерацию арабскими цифрами. Кроме того, ссылки на все приложения, используемые в диссертации, должны быть включены автором и располагаться в порядке их упоминания в тексте с указанием номеров страниц и названий в оглавлении.
- Список терминов и определений - для диссертаций, содержащих узкоспециализированные термины, прилагается список терминов и их определений. Он располагается после любых сокращений/условных обозначений (где это применимо) и включается в оглавление. Сам термин пишется со строчной буквы, а аббревиатура/объяснение — с прописной; между ними ставится двоеточие. Перед библиографией помещается список сокращений в виде колонки, где слева указывается сокращение, а справа — его полное объяснение. Он может быть расположен как в алфавитном порядке, так и в порядке первого упоминания в тексте. Его наличие можно увидеть в оглавлении диссертационного исследования.
Частые ошибки при разработке структуры диссертации: на что обратить внимание
Неправильный выбор при создании основы для исследовательской работы — ошибка, которую допускают многие соискатели ученой степени.
Сюда можно отнести неправильные заголовки (сокращения, римские цифры, ненужное повторение определенных частей документа), ошибки в написании/форматировании основной части, начало каждой новой главы на отдельной странице.
Также часто встречается плагиат во введении и заключении, без указания актуальности и новизны.
Кроме того, встречаются ошибки в оформлении библиографии, которые противоречат стандартным правилам и нормам, установленным учебными заведениями.