Время чтения: 20 минут
354

Как написать диссертацию: все об этапах работы, как начать и полезные советы

Что самое сложное в работе над диссертацией? Правильно, начать. Если вы открываете вордовский документ и более 5 минут смотрите на чистую страницу, эта статья то, что вам нужно.

Рассказываю о самом главном: как начать и быстро выполнить диссертацию.

Преодолении страха перед «чистым листом»

Вы не первый и не последний человек, который сталкивается с подобной проблемой. Чаще такие сложности возникают у писателей. Исследователь, работающий над магистерской или кандидатской диссертацией — тоже писатель. Поэтому для него это актуально.

Рэнди Ингремансон — человек, который разработал самый действенный на сегодня метод работы над диссертаций. В свое время он столкнулся со сложностями в процессе разработки сюжетов. Найденный им метод получил название «снежинка». Он помог Рэнди с сюжетами его книг и стал хорошим инструментом работы для многих исследователей.

В чем суть метода?

Идея — найти и выделить главную тему, мысль и проблему исследования. Затем — сформировать «лучи» (каркас будущей работы). Последний этап — формирование дополнительных, более мелких «лучиков» (смысловых связок).

Центр снежинки — тема, основные лучи — введение и вторая глава, дополнительные лучи — то, что вы хотите сказать в рамках основных структурных элементов.

Как написать кандидатскую диссертацию

Как выбрать тему

Диссертация начинается с выбора темы. Есть два варианта: либо тему вам предложит научный руководитель, либо вы сами определитесь с темой и потом ее согласуете. Будет плюсом, если тема будет близка научным интересам руководителя.

Тема должна быть вам по силам и с вполне видимым конечным результатом. Не ставьте глобальных и труднодостижимых задач.

Известный писатель, автор книги «Как написать дипломную работу» Умберто Эко советовал выбирать хорошо знакомую тему. Она может казаться узкой. Не бойтесь: в процессе работы вы ее расширите.

Структура диссертации

Что касается структуры, то здесь все строго и регламентировано ГОСТом. Она стандартна для работ по всем дисциплинам и включает:

  • актуальность и практическую значимость проблемы;
  • описание уровня разработанности темы;
  • объект и предмет научного исследования;
  • цели и задачи диссертации;
  • описание выбранной методологии;
  • перечень положений, выносимых на защиту;
  • указание апробации работы и ее практической значимости.

Без четкой и продуманной структуры ваша работа «разойдется по швам». С записанной структурой вы гарантированно получите зачет по научно-исследовательской работе.

Чем раньше вы начнете прорабатывать структуру, тем лучше. Она может вам понадобиться, если у вас затребуют план-проспект (во 2-ом семестре) или в процессе утверждения темы исследования.

Вот как может выглядеть структура:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • список использованных сокращений;
  • вводная часть. От 2 до 7 страниц. Это описание актуальности, целей, задач и т. д;
  • основная часть. Обычно состоит из 3-4 глав. Стандартный объем — от 120 до 150 страниц (с незначительными сдвигами в обе стороны). 1-я и 3-я главы — самые объемные. Это обзор литературы по теме, описание методики, представление, анализ и сравнение результатов исследования;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Методология исследования

Методология — набор методов, использованных в процессе работы. Они бывают общенаучными (теоретическими и экспериментальными) и специальными. Какие из них использовать — решаете вы сами исходя из целей и задач.

К примеру, в области филологии часто используют сравнительно-исторический метод, а будущие специалисты в области права — метод юридического моделирования.

Чтобы не ошибиться с выбором методов, внимательно изучите все работы, относящиеся к вашей научной отрасли. Выбирайте те, которые доказали свою эффективность на практике.

Не забывайте о примерах: они будут вам нужны на защите.

Цели и задачи

Прежде чем что-то писать, разберитесь с целью и задачами диссертационного исследования. Они должны быть четкими и понятными.

Цель — конечный результат, которого вы хотите достичь. Задачи — те инструменты, которые в этом помогут.

Обычно цель в работе одна, и по содержанию (смыслу) она почти идентична теме диссертации. Цель формулируется с помощью активных глаголов: обосновать, представить, найти и др.

Задач может быть столько, сколько необходимо для достижения цели. Оптимальный вариант — по количеству глав. Делайте черновые наброски, а потом редактируйте, оставляя самое важное. Первая задача соотносится проблематикой работы и анализом источников. Вторая — с обзором решений проблемы. Третья и последующие — вариантам решения проблемы.

Цель и тема должны быть связующим звеном между проблемой и результатами ее решения.

Объект и предмет

Формулировка объекта и предмета исследования помогает понять, зачем вообще вы все это делаете. Объект заметно шире предмета. В первом случае мы говорим о проблемном поле, а во втором — про элемент из этого проблемного поля, на примере которого можно показать проблему и предложить вариант ее решения.

Примеры:

Объект — проращивание огурцов. Предмет — варианты проращивания огурцов в умеренном климате.

Объект — иммунные дисфункции. Предмет — иммунные дисфункции у биатлонистов при высоких нагрузках.

Редко, но бывает, что объект и предмет не указывают. Тогда их функцию берут на себя положения, выносимые на защиту (в них указывают проблемное поле и материал для исследования).

Какие положения выносятся на защиту

Финальный этап подготовки и успешной защиты диссертации — формулирование положений, которые выносятся на защиту. По ним диссертационный совет оценивает качество исследования, ведь в них содержатся основные тезисы: полученные результаты.

Под тезисами я имею в виду еще и:

  • различные термины и предложенные вами формулировки;
  • оценка значимости полученных открытий;
  • описание места полученных результатов в отрасли науки.

Положения готовят на основе самой работы: они должны полностью соответствовать ее содержанию.

Стандартное количество выносимых на защиту тезисов — 5-6.

Стилистика

Научные работы пишутся в определенной стилистике. Что нужно знать о стиле изложения:

  • стиль написания основан на рассуждениях и доказательствах без эмоциональной окраски;
  • диссертацию пишут как научно-технический текст, с использованием для объяснения экспериментов специальной терминологии (соответствующей отрасли науки);
  • ориентируйтесь на короткие ответы и объяснения, избегайте больших описаний.
Чем чаще вы используете специальные термины, тем более показываете глубину знания темы и отрасли.

Как написать и оформить магистерскую диссертацию — все об общих правилах, содержании, структуре, введении, библиографии и др. — я уже подробно писал.

Где найти мотивацию

Иностранные языки не учатся, результаты в спорте не приходят, научно-исследовательская деятельность не задается по одной простой причине: вы недостаточно мотивированы. Но не стоит себя винить: лучше успокоиться и постараться найти причину, по которой мотивация отсутствует.

Во-первых, вы можете не относится к исследованию как к серьезной научно-квалификационной работе, каковой она и является. Важно настроить себя на «научную» волну.

Во-вторых, вы можете слишком серьезно относится к диссертации. Это другая крайность. Не стоит ждать, что диссертация станет определяющей вашего будущего пути. Многие талантливые ученые внесли ощутимый вклад в науку, но так и не защитили кандидатские и докторские.

В-третьих, возможно, вы не сосредоточены на главном. Держите в уме суть работы, живите ею. Не заметите, как мотивация появится (или вернется).

Чтобы вам как-то легче работалось, держите в уме факт, что в структуре работы не над всеми элементами нужно сидеть днем и ночью. Некоторые стандартны и не требуют никакого креатива. А вот введению, новизне, вынесенным на защиту положениям и списку научных публикаций стоит уделить чуть больше внимания.

Методы письма

Методы письма — то, как вы строите логику повествования, как оформляете текст. Сделать этом можно с помощью 2 методов: синтетического и аналитического.

Если вы придерживаетесь синтетического метода, то излагаете информацию фрагментарно. Сначала вы пишете то, что приходит на ум. После анализируете свои записи и располагаете их в логической последовательности.

Аналитический метод основан на построении схем. Центральный элемент схемы — тема диссертации. Стрелки от него — ключевые элементы (похоже на снежинку, которую я описывал выше). С помощью этих элементов можно представить концепцию исследовательского проекта. Нумеруйте их, а потом расставляйте в нужном вам порядке.

Тайм-менеджмент

Здесь важно понять, кто вы: спринтер или марафонец. Если вам комфортно выполнять задания ближе к концу — располагайте их соответственно по нарастающей. Хотите окунуться в исследование с самого начала — распределите работу равномерно.

Что важно помнить:

  • не стоит заниматься делами кафедры, которые не связаны и отвлекают от написания рукописи. Внимательно относитесь к поручениям и берите только то, с чем справитесь быстро;
  • составьте и придерживайтесь план-графика аспиранта. В нем указаны отдельные составляющие, а также сроки их выполнения и ответственные за выполнение;
  • старайтесь не работать в ночное время. Концентрация и внимание в это время существенно ниже (только если вы не типичная сова).

Если вы хотите понять, как быстро написать диссертацию, вам стоит сначала разобраться с тайм-менеджментом.

Обзор и работа с литературой

Грамотная диссертация невозможна без тщательного выбора источников информации. Выбрав оптимальный и корректный метод работы с литературой, вам будет проще и быстрее в ней разобраться.

Если источник позволяет, делайте в нем пометки карандашом, оставляйте закладки.

Как изучать и обрабатывать источники:

  • сортируйте источники по степени важности и соответствия поставленным задачам;
  • выбор в пользу источника информации должен быть научно обоснованным (как и отказ от конкретного источника);
  • проверяйте материал на актуальность и достоверность. Не слишком доверяйте устаревшим, напечатанным в сомнительных изданиях;
  • регистрируйте материал. Делайте это удобным вам способом. Одновременно с регистрацией сортируйте и группируйте.

Как быстро и грамотно написать диссертацию самому

  1. Не копируйте чужую работу. С плагиатом шутки плохи.
  2. Правильно цитируйте. Цитаты не должны быть объемными и отвлекающими от темы.
  3. Планируйте, от какого лица будете писать. Оба варианта — от 1-го ед. ч. и 1-го мн. ч. — будут корректными. Если есть возможность, используйте безличные глаголы (представляется, видится и др).
  4. Будьте к себе в меру критичны. Сомневайтесь даже в тех моментах, которые кажутся вам идеальными. Это поможет найти наилучшее решение.
  5. Сравнивайте работы с конкурентами. Рассказывая о своем достижении, сравнивайте ее с другими, даже если вам кажется, что это не пойдет на пользу работе. Возможно, вам просто кажется. В любом случае, сравнение необходимо и полезно.
  6. Позаботьтесь о наличии четко видимой научной новизны. Без нее ваш труд будет переливанием из пустого в порожнее.
  7. Не бойтесь признавать наличие ограничений у методов решения проблемы. Честность куда важнее пустых обещаний и заявлений о «неоспоримой пользе» вашего открытия.
  8. Диссертация должна соответствовать паспорту специальности. Проверьте этот момент несколько раз.

Надеюсь, мои советы и рекомендации будут для вас полезны, и вы сможете без особых проблем справиться с любой диссертацией.

Остались вопросы? Наши эксперты готовы ответить и помочь в любой ситуации.

Похожие статьи

Подписаться на рассылку
Дипломные, курсовые, контрольные работы
От лучших специалистов