Структура дипломной работы: как определить, грамотно составить и заполнить

Дипломная работа

Что нужно сделать перед началом работы над дипломной? Правильно, составить четкий и подробный план. А что нужно сделать перед ее написанием и оформлением? Именно, разобраться со структурой.

В этом материале я расскажу, какой должна быть структура грамотной дипломной работы и покажу конкретные примеры.

Как определить структуру?

Все, что касается написания и оформления дипломных и других студенческих работ, прописано в ГОСТе 7.32-2017. Но это только в том случае, если в методических рекомендациях вуза нет четких указаний по волнующему вас моменту. Это что касается документации. Но структуру могут определять и другие факторы. Например, логика исследования.

Количество и качество структурных элементов должны соответствовать последовательному логическому решению практических задач. Это можно представить так:

  • аргументация актуальности проводимого исследования;
  • поиск и описание объекта и предмета исследования;
  • формулировка целей и задач проекта;
  • определение и объяснение выбранной методологии;
  • формирование рекомендаций и предложений, обобщение полученных результатов;
  • описание выводов.

Дипломы теоретического типа могут отличаться от остальных немного другой логической последовательностью. Здесь:

  • дают определение узкой задаче (гипотезе, проблеме);
  • объясняют выбор методик, с помощью которых собираются решать задачу;
  • приводят аргументы теории, предложенной автором проекта;
  • проверяют достоверность теории и выводов исследования.

Стандартная структура диплома

Мы помним, что все ВКР бывают двух типов: исследовательские (теоретические) и прикладные. Но, вне зависимости от типа работы, структура у них будет одинаковая. Вот 12 ее элементов:

  1. Титульник.
  2. Индивидуальное задание ВКР.
  3. Аннотация, автореферат, рецензия. Какой из трех документов нужно писать в каждом конкретном случае — решает вуз. Кроме того, в методических рекомендациях может быть указано, что документ нужно приложить к работе отдельно, а не подшивать в переплет. Поэтому, перед написанием внимательно изучите методичку.
  4. Оглавление.
  5. Перечень сокращений и условных обозначений.
  6. Вводная часть.
  7. Основной раздел (2-5 глав).
  8. Заключительная часть.
  9. Список использованной литературы.
  10. Приложения.
  11. Последний лист. структура дипломной пример оформления титульного листа
  12. Электронный вариант ВКР, аннотация и реферат к работе.

Среди перечисленных элементов есть:

  • обязательные, которые составляют основу работы и являются ее смысловыми центрами;
  • вспомогательные, которые дополняют, раскрывают и поддерживают обязательные структурные элементы. Их наличие или отсутствие зависит от темы, дисциплины, типа дипломного проекта и других факторов.

Конкретное количество обязательных и вспомогательных элементов определено в методических рекомендациях вуза.

Количество глав в основной части ВКР

Основная часть может состоять из разного количества глав:

  • одной-двух. Обычно это теоретическая и практическая. Но могут быть и другие варианты: все главы прикладные (тогда теория освещается во введении) или теоретические (когда сама работа носит теоретический характер);
  • трех. самый оптимальный и удобный набор. Здесь есть теория, аналитика и практика (важно соблюдать последовательность);
  • четырех-пяти. Две из них обязательно используются как практические или аналитические части. Пятая глава — для анализа предложенных способов решения проблем.
Сложно сказать, какой структурный элемент важнее. Куда проще — выделить те, на которые стоит обратить чуть больше внимания. Это центральная часть (введение, основная часть и заключение). В ней заключена суть проведенного исследования.

Основная часть дипломной работы

Пройдусь немного по основным частям.

Вводная часть. Во введении нет разделов, подразделов и т. д. Это один цельный текст, в котором вы должны ответить на ряд вопросов. В частности, определить актуальность, объект и предмет темы, методику исследования, цели и задачи работы, В процентном соотношении введению отводится 5-7% от общего объема текста (2-5 страниц).

Основная часть. В основной части не может быть меньше двух глав. Обычно это теоретическая и практическая (о других вариантах я писал выше). В этих главах сконцентрировано практически все исследование: его задачи, ход выполнения и результаты. Если структура этих глав правильная, то ход исследования — от постановки целей и до получения результатов — становится прозрачным и понятным. Главная часть работы — 80% от общего текста (30-50 страниц).

Заключение. Как и введение, не делится на разделы и подразделы. Обычно это сплошной текст, но иногда может подаваться в виде нумерованного списка. Занимает 6-7% общего текста (2-4 страницы).

Каждый структурный элемент оформляется на новом листе.

Вспомогательные структурные элементы

Теперь в нескольких словах расскажу о других элементах структуры диплома.

Титульный лист. Без титульника — никуда. Они содержат основную информацию об авторе работы, ее теме, учебном заведении и проверяющем.

Введение. Помимо основных моментов — актуальности, научной новизны, цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, значимости — важно, особенно в работах по маркетингу, экономике, менеджменту, установить границы исследования. К ним относятся социальные, географические, хронологические, административные.

Индивидуальное задание. Его вы получаете непосредственно от научного руководителя. Вам остается лишь указать информацию о себе, руководителе, теме, целях и задачах работы и прописать сроки, когда она будет сдаваться и защищаться.

Рецензия (аннотация, автореферат). Пару нюансов нужно учитывать и здесь. Рецензия может быть внутренней (препода с кафедры) и внешней (сотрудника другого вуза той же специальности). Ее не подшивают к работе, а вкладывают отдельным документом. Что касается аннотации, то здесь основной упор нужно сделать на количество страниц, иллюстративного материала и приложений, а также на цели и предмет исследования и составление краткого содержания.

С оглавлением все понятно. Просто перечисляете главы, разделы и подразделы, указываете страницы, на которых они находятся.

Далее идет список сокращений. Убедитесь, что все условные обозначения, мало или неизвестные сокращения упомянуты и расшифрованы.

Библиография. В нее включают источники информации, упомянутые в тексте и те, которые просто были использованы при подготовке. Важно соблюдать определенную последовательность. Вначале указывать законы, нормативно-правовые акты, далее — научную, справочную и методическую литературу, в конце — онлайн-источники.

В тексте на каждый источник должна быть ссылка.

Приложения. Приложениями оформляется различная объемная документация (анкеты, договоры и др.), выполненные расчеты, различный наглядный материал (таблицы, диаграммы, графики, рисунки и т. д.).

 

Если вы хотите получить высокую оценку за работу, то наличие приложений обязательно. Так вы показываете, что сделанные вами выводы обоснованы, а тема — хорошо проработана.

 

Примеры структуры дипломной работы

Чтобы посмотреть, как все эти правила работают на практике, можете скачать образец работы по программированию и гуманитарным дисциплинам.

Остались вопросы? Обращайтесь за помощью и консультацией к опытным экспертам Studently. Они с радостью вам помогут.

Дипломная работа

Топ 5 тем по курсовым работы: полезным статьям с примерами

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов