Грамотно оформить список использованных источников не так просто, как кажется. Каждую часть дипломной оформляют с учетом определенных требований специальных документов. Список литературы — не исключение.
В этой статье я объясню, как правильно составить список и грамотно его оформить.
Оформление списка литературы для дипломной работы по ГОСТу
Прежде чем начинать составление списка, стоит разобраться, как его правильно называть, изучить требования общепринятых документов: ГОСТов, нормативов, методические рекомендации и др.
Библиографический список или источники литературы
Чтобы понять, как правильно «обозвать» этот пункт дипломного проекта, откройте методические рекомендации вашей кафедры. В зависимости от специальности, темы и прочих факторов, вы увидите там один из нескольких вариантов:
Пишите так, как рекомендует кафедра.
ГОСТ и другие документы
Общепринятые требования по оформлению библиографии можно найти в ГОСТе 7.1-2003. Если на кафедре нет методички или там нет каких-то специальных указаний, то ориентироваться нужно на ГОСТ — по значимости он важнее.
Если методичка есть, а так чаще всего и бывает, то сначала изучите ее и выпишите все спорные моменты, чтобы не забыть. В конце сверьте правильность написания и оформления с общепринятым стандартом.
Как грамотно подобрать и где искать литературу
Требования к списку литературы
Источники должны соответствовать определенным критериям, чтобы их можно было без опасения включать в список.
О чем нужно помнить:
- выбирайте новые источники, вышедшие 3-4 года назад;
- убедитесь, что литература соотносится с тематикой дипломного проекта;
- «старых» источников не должно быть больше 30% от общего числа;
- на каждую единицу в библиографии должна быть ссылка или сноска в тексте;
- сократите использование учебников, и различных учебных пособий. Выбирайте статьи, монографии и т. п;
- используйте разнообразные источники информации;
- проверьте, чтобы законы, а также акты были последней редакции, т. е. актуальными.
Начинать работу лучше с учебников — в них дается главная информация, связанная с темой. То же касается и монографий. Более узкоспециализированная информация подается в научных статьях.
Проанализировав список, вы сформулируете задачи. Они записываются во введении, раскрываются в центральной части и обобщаются в результаты в заключении.
Чтобы предварительно оценить работу, члены комиссии смотрят на 3 момента: вводную и заключительную части, список литературы.
Как группировать источники литературы
Список — вещь иерархическая, поэтому важно соблюдать установленную последовательность упоминания источников. Вот как выглядит иерархия:
Оптимальное число источников в дипломе — 30. В отдельных случаях может достигать 50.
Второй уровень группировки и сортировки осуществляется уже внутри каждой из вышеперечисленных групп. К примеру, все относящееся к книгам группируют по:
- алфавиту;
- хронологически. Если работа в области истории, то учитывается последовательность событий. Если изучается динамика проблемы, то по году издания;
- по главам диплома;
- по тематическим блокам.
Где искать информацию
Немало проблем у студентов возникает и с поиском нужной информации — научной базы. Я советую пользоваться приложением Google Академия. Найти его можно среди прочих гугловских приложений.
Почему пользоваться таким приложением круто, сейчас поймете. После введения в поисковую строку темы и определения параметров, вы получаете подборку литературы, которая уже оформлена в соответствии с требованиями ГОСТа. Потом можно просто скопировать и вставить в работу.
Где искать еще:
- Научный корреспондент. В открытом доступе разнообразные научные работы.
- КиберЛенинка. Самые новые научные публикации без смс и регистрации, как говорится.
- Актуальные учебники. Подборки литературы по предметам.
- ScienceDirect. Англоязычные источники.
- E-Library. Собрано огромное количество научных публикаций, большая часть которых доступна бесплатно. Но зарегистрироваться придется.
Как оформить список используемой литературе в дипломной работе
Общие требования и рекомендации
Поскольку основной процент источников составляют книги, общий шаблон ориентирован на них:
Первый пункт можно записать в двух вариантах:
- фамилия — запятая — инициалы: Аристархов, В. П.;
- фамилия — без запятой — инициалы: Аристархов В. П.
Все зависит от ГОСТа, которым вы руководствуетесь. ГОСТ 7.0.5-2008 запятую исключает.
Оформление разных источников
Книга нескольких авторов
Если 2-х:
Если 3-х:
Если 4-х и больше:
Обратите внимание, что автор указывается только один, а вместо всех остальных — др. в квадратных скобках.
Журнальная и газетная статья
Действует тот же принцип указания авторов, что и для книг. За двумя слэшами дается название журнала или газеты, дата публикации, номер, страницы со статьей.
Научная диссертация
После фамилии автора следует информация про степень, которую намеревается по итогам своей диссертации получить соискатель (в сокращенном виде). Если защита уже была, то нужно пометить дату ее проведения.
Электронные источники
Сведения указываются по примеру с книгами. После этого нужно обозначить физические характеристики выбранного носителя информации или дать ссылку, указать режим доступа и дату просмотра.
Такие источники бывают локального доступа и удаленного.
Как оформить литературу с помощью текстового редактора
В MC Word работать с литературой намного проще и практичнее. Используя нумерованный список, вы исключаете возникновение дублированных элементов. Ни один источник не будет пропущен.
Если ссылки у вас находятся в квадратных скобках, то номер источника вносите не самостоятельно, а вставляйте перекрестную ссылку. При изменении номера источника достаточно обновить ссылку. Такой подход поможет избежать путаницы в связях номеров источников и ссылках на них в работе.
Пример оформления списка литературы
А еще вы можете скачать образец оформления литературы, чтобы он всегда был у вас под рукой.