В дипломной много таблиц? Как их грамотно оформить и каких придерживаться правил? Отведите 11 минут на прочтение статьи, и узнаете, как сделать так, чтобы у преподавателя не возникло претензий к оформлению.
Зачем в дипломе таблицы?
В-первую очередь, это удобный способ быстро и легко донести информацию до читателя. Особенно если это даты и любые другие числовые значения. Так вы говорите читателю: смотри, я сделал так, чтобы было проще читать. Согласитесь, несколько строк или абзацев с цифрами воспринимать нелегко.
Во-вторых, в отдельных работах они просто необходимы. Это дипломные по экономике, математике, физике и другим точным наукам и связанным с ними дисциплинам. Благодаря им удобно демонстрировать проект, проводить сравнительный анализ качественных и количественных показателей.
В самой работе лучше размещать небольшие таблицы, а объемные — выносить в приложения.
Какие документы регулируют оформление
Как оформлять таблицы в дипломе — определяет ГОСТ 7.32-2017.
С учетом этого и некоторых других стандартов вузы разрабатывают рекомендации, требования и оформляют их в виде методических рекомендаций. Методички есть на кафедре. Святой долг студента — сходить и попросить их ДО начала работы над дипломной.
По содержанию они могут отличаться от общепринятого стандарта: обязательно их изучите. Различия могут касаться расположения названий, шрифта в таблице и его размера, интервалов.
Главный документ — ГОСТ, но его для грамотного оформления работы недостаточно.
Основные требования по оформлению
В стандарте много непонятной информации. Я выбрал самое важное. Таблица должна:
- размещаться после текста, который она поясняет (приложений не касается);
- иметь ссылку и быть пронумерованной;
- называться коротко (максимум пять слов). Главное — раскрыть ее содержание;
- быть подписана по левой стороне вверху, где начинается графическая часть. Отступать от края не нужно. Озаглавливать нужно после тире.
О том, как подписывать таблицы в дипломе, подробнее можно прочитать в ГОСТе;
- иметь ориентацию, при которой не нужно поворачивать лист, чтобы прочитать информацию;
Если так расположить не получается, то постарайтесь, чтобы разворачивать нужно было по ходу часовой стрелки.
- иметь минимальную высоту строк — 8 мм.
Кроме того:
- головка боковика не разделяется диагональными линиями;
- не нужно делать отдельную графу для номера пунктов. Номер по порядку можно обозначать в боковике (но не рядом с цифрами).
Как переносить таблицу
Чтобы перенести ее на следующую страницу, не нужно проводить внизу на предыдущей черту ограничения.
Пример правильной таблицы по ГОСТу с переносом
При разрыве номер по порядку и название остаются на предыдущей странице. На следующей напишите: «продолжение» или «окончание», как этого требует ГОСТ 1.5-2001.
Если таблица маленькая и в ней мало граф, делайте продолжение таблицы на той же странице: просто разграничьте две части двойной вертикальной линией. Не забудьте повторить шапку.
Нужно поменять толщину и формат линий? Это можно сделать в вордовском табличном конструкторе.
Но что, если граф не одна, и даже не две? Поделите их поровну и поместите одна над другой.
Если переносите табличные строки за пределы страницы — повторяйте шапку. Если переносите графы — повторяйте вертикальный боковик.
Следите за тем, чтобы разделы, главы и параграфы заканчивались не таблицами, а какой-либо текстовой информацией.
Как нумеровать данные
Давайте номера арабскими цифрами.
Пронумеровать можно одним из трех вариантов:
- Сквозной нумерацией. По мере появления в тексте.
- Отдельно в каждой главе. Укажите номер раздела/главы и номер таблицы через точку: 2.5 или 4.3.
- По размещению в приложениях. А.1.4 (в приложениях они обозначаются буквами).
Если таблица одна, ее можно обозначить так: Таблица 1 (или вариант А.1 для приложений).
Отдельные листы с табличной информаций включаются в общую нумерацию диплома.
Требования по оформлению в таблицах текста
В дипломной работе важно разобраться и с текстовой информацией.
Важно:
- шрифт названия должен совпадать со шрифтом текста работы;
- межстрочный интервал можно менять (уменьшать), но не делайте его слишком мелким;
- заглавия граф/разделов начинайте с большой буквы, подзаголовки — с маленькой;
- размещение заголовков — горизонтальное (но ГОСТ предлагает и по вертикали);
- общие для всей информации единицы измерения прописываются в головке (как показано на первом скриншоте);
- выравнивание текста в столбцах выбирайте по центру;
- убедитесь, что цифры (равнозначные) в графах находятся на одной вертикали;
- активно используйте сокращения, предусмотренные ГОСТом: они позволят уменьшить объем текста;
- если в столбцах встречается одинаковый текст (для какого-то значения), то в первом случае его нужно указать, а в последующих — заменить символом кавычек.
Цифры и специальные символы кавычками не заменяются.
- если данных нет, то пустое пространство заполняют длинным тире.
Если в методичке ничего не сказано по поводу фона ячеек, то можете дерзнуть и использовать любую яркую заливку. Кстати, иногда это может быть и практично: если нужно установить соответствие по цвету с данными из диаграммы.
Не уверены, что есть желание и возможность разбираться в тонкостях работы с таблицами самостоятельно? Воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.