Время чтения: 12 минут
184

Как грамотно оформить пояснительную записку к диплому: рассказываем о тонкостях и нюансах

Написали диплом и решили хорошенько отдохнуть перед его защитой? Не спешите. У меня для вас не совсем приятная новость: придется еще немного попотеть. В частности, над пояснительной запиской.

Обязательное условие успешной защиты ВКР — наличие грамотно написанной и оформленной пояснительной записки. Это как прописка в паспорте: практически незаметна, но важна.

Давайте разбираться.

Что такое пояснительная записка?

Диплом, как и курсовая, обязательно включает пояснительную записку (ПЗ). В этом плане между ними нет никакой разницы: и там, и там она необходима. В случае курсовой — чтобы научный руководитель мог выставить итоговую оценку, а в случае с дипломной — чтобы присвоить квалификацию.

ПЗ — письменный отчет о проделанной работе. Она содержит основные результаты: систематически изложенные цели и задачи, гипотезы и последовательные этапы исследования.

Документ хранят в архиве вуза на протяжении нескольких лет после защиты. В некоторых случаях — перепроверяют.

Из каких элементов состоит документ?

Поскольку ПЗ — сжатый пересказ дипломного проекта, то в ней есть все его составляющие. Это:

  • титульник. Образец его оформления каждое учебное заведение устанавливает самостоятельно. Обратите внимание, что на нем должны стоять 4 подписи: ваша, вашего научного руководителя, заведующего кафедрой и декана;
  • индивидуальное задание на ВКР. Задание оформляется на едином бланке (можно спросить на кафедре). Вся информация и подписи — как на титульном, за исключением дополнительных подписей консультантов;
  • рефераты или аннотации на русском и английском (любом другом иностранном) языках. Здесь коротко изложите информацию о себе, исследовании и рекомендации, как использовать ее результаты на практике;
  • список сокращений;
  • последовательное оглавление. Указывайте все структурные элементы работы. Эта информация пишется на отдельном листе;
  • введение, основная часть и заключение;
  • список использованных источников (включая ссылки);
  • приложения;
  • графический материал.
Важно соблюдать порядок этих элементов, даже если какого-то из них у вас нет. Например, не всегда в ПЗ есть список сокращений (он нужен, если в работе более 3 непонятных и редких сокращений).

Приготовьтесь к тому, что объем пояснительной записке не многим меньше, а то и равен объему самого дипломного проекта. Как правило, это 60-120 страниц печатного текста.

Поэтапная работа над содержанием

Введение

Самая простая и понятная часть. Во введении объясните выбор темы, ее актуальность, обозначьте предмет, объект, цели и задачи проведенного исследования, опишите использованную методику и выдвиньте гипотезу.

Основная часть

Центральное место расписки. Именно в этой части содержатся все сведения об исследовании, начиная с аргументации выбора темы и заканчивая обоснованием предлагаемых решений.

Условно ее можно разделить на несколько разделов, каждый из которых включает 1-2 главы:

  1. Теоретический. В этом разделе вам следует взять все источники, проанализировать их, попутно раскрыв сущность проблемы, ее актуальность, положение на современном этапе. Не забудьте обозначить собственную позицию по вопросу.
  2. Аналитический. В нем рассматривают проблему или проблемы в связи с исследуемым объектом. Технологические, инженерно-технические специальности, направления прикладного характера лучше всего изучать при помощи современных ИТ-методик и математических моделей. Важно не просто обозначить проблемы, но и очертить пути ее решения.
  3. Проектный. Здесь прописываются разработанные варианты решения задач на основе аналитики. Обязательно опишите применение результатов исследования на практике.
  4. Экономический. Оцените, насколько эффективны внесенные вами предложения: сколько потребуется средств на их реализацию, сколько прибыли можно получить, насколько они будут продуктивны.
  5. Графический. Приложите все необходимые чертежи, схемы и полагающуюся спецификацию.
При наличии в проектной части разработки конкретного продукта, кроме его описания стоит сделать отчет с проверкой работоспособности этого продукта.

Заключительная часть

В заключении должны быть представлены общие выводы, которые делаются на основе промежуточных (в основной части). Помимо выводов дайте оценку проделанному исследованию, его научному и практическому значению, а также оцените, насколько будет перспективно использование его результатов. Не лишним будет спрогнозировать шансы на успех дальнейшего изучения темы.

Помните: чем больше конкретики в выводах, тем лучше. Важно, чтобы каждый пункт в выводах можно было соотнести с поставленными задачами и целями из введения.

Не знаете, как лучше оформить выводы? Сделайте нумерованный список в виде тезисов. Но учтите, что на выводы отводятся 3-5 страниц, поэтому выбирайте самое важное.

Приложения

Приложения бывают 3 типов:

  • приложение как продолжение. Под ними я имею в виду различный вспомогательный материал (формулы, расчеты, схемы, рисунки), брошюры, которые потом подшивают к ВКР;
  • приложение как дополнение. Это презентационный и раздаточный материал, который помогает вам защититься перед комиссией;
  • приложение-копия. Здесь я подразумеваю полный электронный вариант пояснительной записки и всех ее дополнений.

Обычно дополнения принято оформлять в виде презентации или раздаточных карточек. Последние должны отображать состояние проблемы, базовые характеристики исследуемого объекта, аргументацию методики, полученные результаты, практическую и научную значимость.

Позаботьтесь о том, чтобы все иллюстрации, которые вы выносите в приложения, точно дублировали основной текст.

Правила оформления

Соблюдайте стандарты:

  • 14 кегль шрифта;
  • шрифт — Times New Roman или Arial;
  • междустрочный интервал — 1,5;
  • заголовки — полужирные;
  • выравнивание — по ширине;
  • отступ слева — 2,5, справа — 1,5, снизу и сверху — 2;
  • тип печати — односторонняя;
  • нумерация — по центру внизу. Титульник не нумеруется.

О чем важно помнить

Есть несколько простых вещей, о которых нужно помнить:

  • структура и форматирование текста записки совпадает с текстом диплома;
  • все заголовки и подзаголовки должны отражать суть того, что за ними следует;
  • на любой упомянутый источник оформляется ссылка;
  • нельзя допускать произвольные сокращения. Все они должны соответствовать общепринятому стандарту (список стоит подсмотреть в ГОСТе Р 7.0.12-2011).
  • специальная терминология также оформляется отдельным списком (сразу за сокращениями).

Нет сил и желания заниматься написанием и оформлением работы самостоятельно? Вы можете скачать образец пояснительной записки к диплому или обратиться к экспертам Studently, которые помогут справиться с любыми проблемами.

Оцените материал:
Спасибо за оценку нашей статьи!
Количество оценок: 1
Средняя оценка: 5.0
(5.0)

Похожие статьи

Подписаться на рассылку
Дипломные, курсовые, контрольные работы
От лучших специалистов