Содержание
Вы определились с темой исследования, изучили и отобрали литературу, составили план написания курсовой. Казалось бы, дело в шляпе. Однако вам еще предстоит едва ли не самое важное и ответственное дело: выбрать методологию исследования.
Рассказываю, как это сделать.
Что такое методы исследования и зачем они нужны
Метод — одновременно путь, инструмент и средство, с помощью которого вы получаете новые знания и навыки, увеличиваете теоретическую базу, доказываете обозначенные в работе тезисы. В общем, все то, что способствует получению желаемого результата.
Выбор одного или нескольких методов — их существует огромное количество — зависит от целей и задач исследования. Главное, чтобы он или они помогли вам глубже и шире раскрыть и осмыслить тему, решить задачи и достичь поставленной цели.
Неправильно выбранные методы приводят к ложному результату, ошибкам в подсчетах и некорректным выводам.
Классификация методов
Существует не одна, а целых три различных классификации методов.
- В науке выделяют общенаучные и частнонаучные. Первые пригодны к использованию в любой научной области, вторые — в конкретной сфере, ориентированной на применение узких исследовательских приемов и принципов познания.
- Также можно выделить общие и специальные методы. Первые пригодны для применения на протяжении всего процесса исследования в любой науке.
- Основная классификация такова:
- теоретические методы. Они помогают в составлении подробного анализа фактов, раскрытии закономерностей, создании собственных моделей и гипотез;
- практические методы (эмпирические). Предназначены для фиксации и описания фактов и явлений, а также связей между ними.
Не последнюю роль в выборе конкретной методики играет определение объекта и предмета исследования.
Всегда обосновывайте выбранную методологию. Делать это нужно во введении.
Пример обоснования методологии
Теоретические методы
В основном они используются при написании первой части работы — теоретической.
Описание самых распространенных теоретических методов исследования в курсовой
Анализ | Вначале делим объект (процесс, явление, предмет и т. д.) на составные части (физически или мысленно). Далее — изучаем свойства и особенности этих частей. Комплексные эволюционирующие системы подвергают историческому анализу. |
Синтез | Все наоборот. Соединяем в одно целое результаты, полученные в процессе изучения отдельных элементов. |
Классификация | Основана на распределении данных и сведений на основе сравнения. Отличается простотой и эффективностью, поэтому можно использовать в любой курсовой. |
Индукция | Обобщаем разрозненные факты, делаем выводы |
Дедукция | Берем общее и разбиваем его на частные моменты для рассмотрения. |
Абстрагирование | При абстрагировании второстепенные признаки предмета не учитываются — это помогает конкретизировать его свойства. Популярно в гуманитарных дисциплинах (филологии, философии, психологии). Помогает находить ключевые закономерности. |
Идеализация | Похожа на абстрагирование. В основе — создание несуществующих в действительности понятий (но имеющих реальные прообразы). Характерно для естественно-научных и общественных дисциплин. |
Аналогия | Вы присваиваете отдельных атрибутов одного объекта другому, руководствуясь сходством их признаков. Аналогия может быть ассоциативной (объединяются даже далекие объекты) и логической (выводы о сходстве делаются на основе параллельного изучения явлений). |
Формализация | Берете математические модели, формулы и раскрываете суть процессов. Пользуется спросом в логике, лингвистике и точных дисциплинах. |
Обобщение | Выявляете общие свойства и признаки изучаемых предметов и объединяете их в соответствующие группы и классы. |
Аксиоматическое построение | Исходная точка рассуждений — постулаты, не требующие доказательств. На их основе делаются утверждения. |
Прогнозирование | Методология не из простых. Это цепочка логических и математических операций, которые дают конкретные результаты. На основе этих результатов делают прогнозы (экономических кризисов, демографического роста, прибыли и др.). |
Восхождение к конкретному от абстрактного | А вот здесь ничего сложного: двигаетесь от общих определений важных сторон объекта к цельному их взаимодействию. |
Практические (эмпирические) методы
Цель использования практических методов — получить определенные знания и навыки на практике.
Описание самых распространенных практических методов исследования
Эксперимент | Предметы и явления изучаются опытным путем в естественной или искусственной среде. Эксперимент можно проводить как на самом объекте, так и на его модели. Цель — уточнить свойства в экстремальных условиях. Важна повторяемость. |
Наблюдение | Самый простой метод, поэтому часто включается в состав других. В наблюдении важно восприятие органами чувств, а результаты получаются независимыми от воли наблюдателей. Различают прямое наблюдение (без использования техники) и косвенное (при помощи технических средств). |
Материальное моделирование | Подвид эксперимента. В основе — создание имитаций реальных объектов, с которыми в реале невозможно взаимодействовать. Имитации отличаются разной степенью схожести (математической, геометрической, физической, графической). К моделированию относится и воспроизведение фрагмента действительности. |
Анкетирование (опрос, беседа, тестирование, интервью) | Часто используют социально-гуманитарные дисциплины. В процессе вы собираете у анкетируемых сведения в устном или письменном виде. |
Измерение | Цель — определить численное значение изучаемой величины, сопоставляя ее с оригиналом или тем, на что нужно ориентироваться. |
Сравнение | Ваша задача — найти сходства и различия, выделить общие моменты и специфические, выявить тенденции и изменения. |
Описание | В основе описания лежит наблюдение и измерение (качественное и количественное соответственно). Полученные сведения можно представить графиками, таблицами, научными понятиями и т. д. |
Контент-анализ | Исследуются тексты и документы. |
Метод шкалирования | Распределение информации по степени значимости. |
Советы по выбору методологии исследования
Из всех существующих методов, вы должны выбрать несколько. Как это сделать?
- Выбирайте те, которые принесут максимум пользу и будут соответствовать исследуемому объекту и предмету.
- Убедитесь, что с их помощью вы решите поставленные задачи.
- Делайте акцент на актуальность и современность. Старая методика себя изживает.
- Методы должны быть взаимосвязаны и работать сообща на один результат.
- Изучите другие курсовые работы и посмотрите, какая методология используется чаще других.
- Посмотрите, соответствуют ли выбранные вами методы принципам научных изысканий;
- Проверьте наличие прогностичности и научной обоснованности.
Оформление методов исследования в курсовой
Выбирая методы, нужно ориентироваться на тему, цели и задачи проекта. Грамотно подобранная методология подкрепляет содержание этапов исследования и помогает добиться высокой точности результатов.
Указывать методы нужно в вводной части. Расшифровка и классифицирование не нужны: хватает простого перечисления.
Не стоит указывать методы, которые в процессе работы не использовались.
Если у вас есть вопросы, можете задать их опытным экспертам Studently. Они с радостью вас проконсультируют и помогут справиться с любыми сложностями написания.